«Повышение грамотности у младших школьников»
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ И СЛУХОВЫХ ДИКТАНТОВ
1.У сосны была нора лисицы. Маленькая Светлана нашла красивый гриб.
2.Раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле сова свила гнездо.
3.В сентябре начался учебный год. Летом мы ходили на речку Веснянку.
4.Математика и чтение — учебные предметы. В портфеле лежат дневник, карандаши.
5.С ранцем на плечах шел Сергей. Старушка несла ведро с водой. Мальчик помог ей донести груз.
6.Василий рисовал цветными мелками. Ствол у сосны коричневый. Песок на пляже желтый.
- 1) Стоял кувшин с желтыми кувшинками.
2) Антон Чайкин — городской житель.
Тема. Разделительный мягкий знак.
1.Счастье.
Медвежьи следы.
2.Новоселье в семье.
Воробьи и соловьи.
3.Сучья и деревья.
Пьет, шьет, вьюга.
4.Воробьи чирикают.
Всюду веселье.
5.Раздолье везде.
Попрыгунья.
6.Дарил с радостью.
Ненастье.
7.Висят на деревьях.
Оленьи рога.
8.Компьютер.
Нашел за кроватью.
Заячье чутье.
1.Илья и Петя — друзья. Мальчики вместе играют у ручья.
2.В семье Васильевых — новоселье. Теперь у них большая квартира. Из окна видны Воробьевы горы.
3.Орел вьет гнездо из сучьев. Жилье пеночки на ветвях березы.
4.У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье.
5.У ручья раздолье и веселье. Сюда с радостью спешит детвора. Кораблики братьев Соловьевых готовы к спуску.
6.1) Ненастье — это плохая погода.
2) Муравьи бегут по тропинке.
- На снегу лисьи и волчьи следы. На деревьях висят хлопья снега.
- Дед Илья взял ружье. В лесу он нашел заячьи следы.
Тема. Двойные согласные.
Грамм, килограмм. Грамматика. ' Орфограмма.
Суффикс — часть слова. Сумма чисел.
Аллея из осин. Анна, Алла, Кирилл. Грипп — болезнь.
Телеграмма, телеграф. Миллиметр.
Ссора в субботу. Четыре класса. Группа матросов.
- Рассказ про юннатов.
Единственное число.
Множественное число.
1.1) Жужжат над цветами насекомые.
2) Начался весенний сев пшеницы.
2.1) На уроке русского языка ученики класса писали диктант.
2) Ребята готовили к утреннику концерт.
3.1) Анна и Алла шли по аллее.
2) Кирилл тяжело болел гриппом.
4.1) В субботу пришла срочная телеграмма.
2) Длина отрезка — шесть миллиметров.
5.1) Класс разделился на четыре группы.
2) Однажды Анна и Кирилл поссорились.
6.1) Николай Носов написал смешные рассказы.
2) Алла — единственная дочка в семье.
Тема. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.
1.Сначала в космосе побывала собака Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.
2.Зачем собак посылали в космос? Животные летали туда на разведку. Спасибо за службу, друзья!
3.Как красив Минск! На берегу какой реки стоит город? Над Минском летели вертолёты.
4.Гроздья рябины радуют глаз. Они словно горят на солнце. Листья этого дерева очень полезны. Они спасают картофель от порчи.
5.Котенок Пушок сидел на крыльце. Собака Булька зарычала на него. Степан и Антон прогнали злодейку.
6.Весной яблоня цветет душистыми цветами. Летом поспевают ее чудесные плоды. Зимой деревце стоит в снегу.
7.В парке растут березы, осины. Малыши гуляют по прямым дорожкам.
8.Доктор Айболит любил зверей. У него жили белочки, ворона. На диване поселился колючий еж.
9.У собачки Нюши торчат уши. Она у дверей лежит, дом сторожит.
Тема. Парные звонкие и глухие согласные.
1.Фуражка на голове.
Находка на дорожке.
2.Овчарка на поводке.
Запряг лошадку.
3.Флажки на беседке.
Сережки у березки.
4.Ромашка из бумажки.
Царевна-лягушка.
Овраг — враг полей.
5.Легкая крошка.
Мягкая игрушка.
6.Варежки для Белоснежки.
Легкая, мягкая шубка.
7.Кувшин и кружка.
Покрышка.
8.Легкие скорлупки.
Сладкие орешки.
9.Кофта и повязка.
На локтях заплатки.
10.Голубки клевали.
Семена редиски.
11.Автор сказки.
Робкая девчушка.
12.Узкая веревка.
Корзина со стружками.
13.Лесная сторожка.
Воробушки растут.
14.Царапнул ладошку.
Желтая коляска.
15.Горошки на лепешке.
Макушка избушки.
16.Черная палатка.
Мягкие пирожки.
17.Матрешка в сапожках.
Кружка и фляжка.
Блюдце и чашка.
1.У беседки свернулся клубком еж. Алеша положил его в фуражку. Дома все смотрели на чудесную находку.
2.Замело снежком дорожки и тропинки. Братья Рыбкины играли в снежки. Глеб Зубков запряг в салазки овчарку.
- 1) Узкая дорожка ведет к сторожке.
2) Верба нарядилась в белые сережки.
3) Стоит избушка на курьих ножках.
- 1) Далеко в овражке квакали лягушки.
2) Ромашки сбросили свои белые рубашки.
3) Медведь редко нападает на человека.
- Летит легкий пушистый снег. У крыльца мягкий сугроб. Братья Голубкины побежали на пруд.
- Олег надел шубку, шапку, варежки. Санки стрелой летят в сугроб.
- В кувшине стоят веточки деревьев. На ветке березки показались листочки. На ветке ольхи висят сережки.
- На сосне белочка грызет орешки. Скорлупки летят вниз на площадку.
- Дашенька нарядила куклу в платье и кофту. Она повезла ее в коляске. Малышка зашла в беседку. Девочка положила в кормушку крошки для птиц.
- Птички ловко клевали крошки и семена. Синичка прилетела на обед с подружками.
- Дети вошли в сторожку и отряхнули снег. Здесь жил лесник с внуком Антошкой.
12.1) Дачники измеряли огород веревкой.
2) Корзину с овощами вынесли в погреб.
- 1) Лягушка— отличный охотник за гусеницами.
2) Решили увеличить площадь под бобовые растения.
- 1) Мягкие лапки, на лапках — царапки.
2)На грядках низко растет редиска.
3)Он появился из скорлупки в белой шубке:
- 1) Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
2)Ушки на макушке, а шубка тепленькая.
3)Лежит на грядке, гладкий да сладкий.
- 1) Глобус стоит на черной ножке. Он похож на
гладкую голову.
2) Испекли мягкий хлеб и сладкие пирожки.
- 1) Надели котенку на ножки легкие сапожки.
2) Ребятишки робко встали на лед.
3) Малыш глотал из кружки жидкую кашку.
Тема. Безударные гласные.
1.Узкая тропинка ведет через поле. В рядах ржи синеют
2.Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Однажды мать улетела на охоту. Один птенчик выпал из гнезда. (Дается задание продолжить рассказ.)
3.Ребята вынесли угощение для птиц. С крыши сарая слетела стайка воробьев. Мать похвалила детей за заботу о птицах.
4.Между стволами сосны рос тополек. Ветер занес туда семечко от тополя. Лесник умело пересадил деревце.
5.На широкой долине паслась коза с козлятами. Далеко внизу синела вода. Сюда доносилась далекая песня жаворонка.
6.По воде ручья плыл парад листочков. На одном листке сидела крошечная птичка. Пташка напоминала капитана корабля.
7.Виктор нашел в поле гнездышко. Там лежали мягкие стебельки и травка. Это жаворонок вьет гнездо во ржи.
8.Стайка крикливых воробьев слетела с рябины. В небе появился большой косяк журавлей. Птицы резко махали крыльями.
9.Охотник стоял на опушке леса. По снежку катился белый комок. Это торопливо убегал молоденький заяц.
10.Дом у иволги высоко над землей. Птичка подвесила корзиночку к стволу березы. Она сплела гнездо из волосков и шерстинок. (По В. Бианки.)
11.Ягненок выбегал из стада и искал Сережу. Мальчик кормил малыша травой с ладони.
12.К сторожке подбежали лесные великаны. Ветвистые рога украшали головы оленей. Из ноздрей животных выходил пар.
13.В овражке бежит торопливый ручеек. Я пью бодрящую родниковую водицу. Через несколько минут мои силы окрепли.
14.Собака Динка выследила круглый предмет. Шарик катился как колобок. Потом из колючек показалась мордочка. Еж встал на задние лапки и осмотрелся.
15.Чарушин — известный писатель и художник. Он отлично знал повадки животных. Евгений Иванович изучал родную природу. Он приносил домой редкие растения и зверьков.
16.Глазастые лилии раскрыли свои лепестки. По воде протянулся коридор из кувшинок. Берега реки желтели от цветов.
17.Этот медведь живет в горах. Он весь черный, а на груди белый квадрат. Берлогой служит медведю дупло дерева.
18.Каникулы Кирилл проведет у тети Анны. Анна Васильевна работает на конфетной фабрике.
19.Настя сама сварила гороховый суп. Она пожарила котлеты, испекла сладкий пирог. Спасибо дочке за вкусный обед!
20.Зимой щеглы и синицы голодают. Осенью друзья сделали для них кормушки.
21.Снегири летят к рябине клевать ягоды. Они сидят на дереве часами. У них черная головка и красная грудка.
22.Коровы стояли в холодке и молчали. Доярки доили коров. В тени берез блестели большие бидоны. Сюда приносили тяжелые подойники с молоком. Петя Дроздов замерял молоко.
Тема. Непроизносимые согласные.
1.Праздник.
Счастливый.
2.Здравствуй.
Ненастная погода.
3.Лестница.
Интересный случай.
4.Прекрасный ребенок.
Прелестный человек.
5.Несчастный.
Окрестность.
6.Известный писатель.
Сахарный тростник.
7.Чудесная местность.
Пастбище.
- 1) Детство — счастливая и радостная пора.
2) Красная площадь — сердце нашей Москвы.
- 1) Счастливым и красивым делает человека работа.
2) Охотник поймал в тростнике журавля с больной ногой.
- Осенью в Петербурге стоят ненастные дни. С утра до позднего вечера льет дождь.
- 1) Лестница-чудесница бежит сама собой.
2)Интересно провел праздничный день Андрюша Сорокин.
3)Над рекой Невой висят прекрасные мосты.
- 1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
(А. Пушкин.)
2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
(А. Пушкин.)
6.Радостная весть облетела весь земной шар. В звездную даль полетел космический корабль. Посланцем нашей страны стал Юрий Гагарин. Теперь его имя известно всему миру.
7.Интересно смотреть в цирке на выступления животных. Медведь Пулька ловко ползет по лестнице. Лошадки катают в повозке счастливых малышей.
Тема. Предлоги и приставки.
1.Склевать семена.
Постелька для птенца.
2.Начинать обход.
Зашел за границу.
3.Повисел на осине.
Прямоугольник в середине.
1.Совенок выпал из гнезда и остался без помощи. Налетели вороны и стали клевать птенца. Тут вступились ребята и отогнали ворон. Малыша вылечили, выходили и назвали Кешей. (По Ц. Клячко.)
2.Пограничники обходили границу. Вдруг собака Рубин остановилась и обнюхала траву. В камышах затаился нарушитель границы. Его связали и отвели на заставу.
3.В середину класса поставили елку. Висели на ней игрушки, хлопушки, огоньки. Бусы на ветвях красиво переплелись с хвоинками.
Тема. Разделительный твердый знак.
1.Счастье, несчастье.
Соседи в отъезде.
2.Варенье — объеденье.
Обезьяна съест банан.
3.Необъятная Русь.
Объявление на опушке.
4.Вьюга в феврале.
Бьет тревогу.
5.Шьет костюм.
Пьет лекарство.
6.Компьютер.
Льется волшебная музыка.
- Наша семья въехала в новую квартиру. В воскресенье мы устроили новоселье. Соседи поздравили нас и пожелали счастья.
- Раздался резкий крик вожака обезьян. Стадо бежит к посевам сахарного тростника. Надо много съесть и захватить про запас.
- Однажды поздним вечером мы подъезжали к деревне. Дорога шла в объезд, через лес. Вдруг на опушку выбежал волк. Отец свистнул — зверь исчез.
- По воробьям я узнаю погоду. Если птички гладенькие, то на дворе тепло. А если прилетят взъерошенные — к морозу.
- Поганка отличается от съедобных грибов по виду. Ножка ее будто вылезает из горлышка горшочка. На шляпке висят мохнатые обрывки.
- Школа объявила субботу праздником деревьев. Ребята собрались у подъезда школы пораньше. Учитель объяснил порядок работы на день.
Тема. Имя существительное.
- Белочка отвела под кладовую гнездо на дереве. Там у нее лежат лесные орешки и шишки. На сучках сосны белка сушит грибки. (По В. Бианки.)
- Денис и Настя смотрели по телевизору мультфильмы. Отец говорил по телефону с дядей Володей.
- В Минске много красивых улиц. Олег Кузнецов учится во втором классе. Его отец, Василий Иванович, работает на заводе.
- Капустница — это красивая белая бабочка. Но эта красавица — большой вредитель урожая. Она кладет на листья капусты маленькие яички. Из яиц выведутся опасные насекомые — гусеницы.
- Мороз сковал пруд крепким льдом. Утром детишки катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке.
- В морозные дни наши пернатые друзья голодают. Птицы жадно клюют крошки в кормушке.
- Черепахи бывают наземные и водяные. Интересно то, что эти животные растут всю жизнь. Живут они долго, а панцирь не меняют.
- На березе дятел устроил чудесную мастерскую. Шишку он держит между деревом и грудью.
- Илья получил в день рождения поздравитель- ную телеграмму. Бабушка желала ему здоровья, доб- ра и успехов.
11.1) Последний луч солнца осветил верхушки берез.
2) Крик филина похож на плач ребенка. 12. Была полночь, и вокруг стояла тишь. Сторож спешил на работу в гараж.
13.1) Вечером Максим сделал чертеж парусной лодки.
2) Сестра подарила Антону большой мяч и обруч.
- У мамы хорошая помощница — дочка Лидочка. Мама пекла калач, а дочь варила борщ.
- 1) В зале цирка всегда смех и веселье.
2) Малыш и Карлсон на цыпочках пробрались в комнату.
16.1) Встал на цыпочки, вспотел, ножницы достать хотел.
2) Робкий цыпленок часто приходил сюда клевать овес.
17.Цыплята нашли в саду белый пушистый шарик. Очень они хотели поиграть с этим чудом. Но подул ветерок, и шарик разлетелся.
18.Клоун бросал и ловил шары и тарелки. Молодцы из цирка надели на цыпленка панцирь.
- Много вредных насекомых развелось на капустных листьях. Птицы поклевали гусениц и спасли урожай.
Тема. Имя прилагательное.
1.Пасмурная весна.
Ранняя капель.
2.Опрятный человек.
Неряшливый вид.
3.Надежный товарищ.
Знакомый почерк.
4.Красивый поступок.
Далекая планета.
Чудесное кино.
5.Родной поселок.
Прекрасный котенок.
Весенний ливень.
6.Утренняя зарядка.
Прилежная ученица.
7.Опасное занятие.
Осеннее облако.
8.Свежее молоко.
Пахучая гвоздика.
9.Ужасная метель.
Последнее желание.
10.Горячие деньки.
Напрасные хлопоты.
11.Неуклюжие медвежата.
Смолистые почки.
12.Удивительный художник.
Тяжелая болезнь.
13.Желтый фломастер.
Черный прямоугольник.
14.Интересная математика.
Загадочная бабочка.
Тема. Глагол.
- Хлопотливые стрижи быстро и весело носились в воздухе. Родители добывали корм для своих прожорливых малышей. На лесной опушке собралась любопытная детвора.
(Найдите глаголы. Определите, каким членом предложения они являются.)
- На осине уже давно висят пушистые сережки. Прилетели из далекой стороны наши пернатые друзья. Узкая извилистая дорожка ведет в городской парк.
(Подчеркните главные члены предложения. Определите, какой частью речи выражено сказуемое.)
- Под березками часто растут грибки с коричне- вой шапкой. Молоденький рябчик засвистел в лесу первую весеннюю песню.
(Разберите глаголы по составу.)
- В долине поспевает ранний виноград. На тяже- лых ветвях зеленеют богатые грозди.
(Определите число глаголов.)
- Из песка ребятки сделали разные игрушки. Де- нис вылепил сказочный дворец с подземным ходом.
(Продолжите рассказ, озаглавьте его.)
- Бабочка ожила, взмахнула крыльями и полете- ла на разведку. Вылезает из берлоги ленивый косола- пый медведь. Скоро шустрые муравьи поползут по своим делам.
(Определите время и число глаголов.)
- Могучий дуб угрюмо стоит на холме. Скоро у этого дерева наступит золотая пора.
(Определите время глаголов.)
- Весной братья еще раз перекопали огород. Боль- шие камни уносили далеко и бросали в овраг.
(Придумайте начало и конец к этому отрывку.) -
- Вазочка со свежим печеньем стояла на столе. Кто приготовил это вкусное угощение? Грустное лицо бабушки Анны засветилось радостью.
(Определите род глаголов. Придумайте начало к этому отрывку.)
- За ночь ветер утих, и море успокоилось. Пере- летные гости взмахнули крыльями и улетели.
(Определите время и число глаголов.)
- Скворцы и грачи жадно клевали жирных червя- ков. Хороший обед подарила птицам весенняя земля1
(Разберите глаголы по составу.)
- У домов весь день галдят крикливые воробьи. Скоро ли запоют соловьи свои прекрасные песни?
(Определите время глаголов.)
- Вода с гор потекла и весну принесла. Водяной паук терпеливо мастерит свой воздушный домик.
(Измените время глаголов: в первом предложении поставьте глаголы в настоящем времени, во втором — в будущем.)
- Синяя бабочка не садится на белый цветок. Подснежники отошли, а ландыши еще не зацвели.
(Докажите, что эти предложения нельзя назвать текстом.)
- Не смог петушок пропеть побудку в срок. Не появилась на траве утренняя роса.
(Придумайте начало и конец к отрывку из этой сказки.)
- Алла писала упражнение и допустила нелепую ошибку. Она не забыла проверить работу по книге.
(В первом предложении замените глаголы другими, близкими по смыслу.)
17.1) Из какой сказки Носова пришел к нам Незнайка?
2) Настя сделала уроки по русскому языку и математике. Она положила в портфель книжки и дневник. 18. На лугу зацвели нежные колокольчики и незабудки. Ласточка прощебетала летнюю песенку для своих птенцов.
«Для красного карандаша»
Тема. Повторение изученного в первом классе.
Рыбная ловля.
Костя чайкин жыл в деревне дубровка. Он ходил с братом юрой на рыбалку. На рике тихо. Шумят ка-мышы. Малчики закинули удочьки. Косьтя поймал щюку. Юра — ерша. Хорош улоф_! Будет рыпка и коту барсику.
Сентябрь.
Наступил сентяборь. Учиники сели за парты. Шкодники теперь мало гуляют. А молыши целый день наулице. На дваре пока типло. Еще цвитут гваз-дики.
Тема. Разделительный мягкий знак.
Осенью.
Скоро октябарь. Цвиты завяли. Трова поникла. Ветир срывает листя с деревев. Все небо в тучях. Лет мелкий дошдь. Осеню сыро. Такую пагоду называют ненастем.
Весной.
Литят из жарких стран птитцы. Они устраивают себе жиле. Грочи вют гнезда на деревьях. Скоро в птичих домиках будут птинцы. В рощях засвищут солови.
Тема. Виды предложений по цели высказывания.
Письмо.
Дарогая мамачка! Я харошо отдыхаю. Мы живем в сасновом лису. Рядом речька найда. Кокие кроси-вые тут места^ А как ты жевешы Званил ли мне сере-жа: Пеши мне чяще. Цылую тебя. Динис.
Тема. Состав слова.
Цветы.
Сколко разных цвитов на земле! Белиньких, крас-ненких и даже черных. Есьть розавые цветы. А любимые незабудачки — голубые, как мамины глоза.
Зимой.
Во дваре болшая гора. У Сашиньки и Любачки санки. А Инна и Кирил — строители, они строят крепость изснега.
Тема. Написание слов с парными согласными.
В лодке.
Летом семья Дупковых жыла у моря. Олек и буль-док Рей сели в лотку. На море была лехкая ряпь. Лодка двигалас вперет. Воздух был свеш. Дул ветерог
Художники.
Денис Рыпкин и Верачка коровкина любят рисовать. Вера нарисовала избужку на курих ношках. Денис — цоревну-лягужку. Ресунки они хронят в папке.
В октябре.
В октебре дует реский ветер. Он несет по дорошкам желтые листя. Сизый дымок вется из труп. Голупки забились под карнис дома. Воробей сидит в мяхком гнизде. Собака барбос спит в бутке.
Тема. Непроизносимые согласные.
От осени к зиме.
Канец ноября — самое грусное время. В ненасную погоду хорошо седеть дома.
Но вот за сияло яркое сонце. Пришол зимний день с марозом. мы спустились по леснице клееному озеру. Озеро накрылось прекрастным льдом.
Скворцы.
Скварцы — пирелетные птицы. В конце лета ани собираются котлету. Весило и радосно летают они над полями, содятся на береговой тросник.
Поздней осенью отлетают на юг.
Мамин праздник.
В марте есть чудестный празник. Рибята готовят к этому дню падарки. Игорь норисовал прелесный цветок. Свитлана вышыла салфетку. Надя паставила в воду веточьку тополя. Постоит ветка в типле и даст лесточки. Мамачка будет счаслива!
Тема. Разделительный твердый знак.
Зинька.
Под корой деревев синичка Зинька дабывала насекомых. Вот она раздолбила дырочку и сьела чирвяч-ка. Тут вы_прыгнула изенега мышка. Дражит, вся взерошилась. Она объяснила зиньке свой страх. Мышка проводилась в медвежю берлогу.
(По В. Бианки.)
Экскурсия на завод.
Кшколе подехал автобус и повез ребят на завод. Вот он въехал вод вор. Подемный кран перевозил те-желые трубы. Крановщик обяснил ребятам, как работает подъемный кран. Много интерестного увидели ребята на зоводе.
Тема. Написание приставок. Предлоги и приставки.
Морозные узоры.
За ночь силно пахолодало. На стеклах поевились узоры. Кто норисовал их?
На холодном стикле оседают теплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так вырастает чудесный ресунок.
Пчелы.
Я потерял дорогу излеса. Я лег надушистый клевер. У ног паставил корзинку сгрибами. Над галовой прагудели пчелы. Я пашел за ними и выбрался надорогу.
Тема. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Пожар.
В полноч была силная гроза. Молния ударила в со-рай. Там хранились пшенитца и рож. Вспыхнул пажар.
Поспишила на помощь молодеж. Примчялись пожарные мошины. Люди победили агонь и спасли зирно.
Улов.
Я и мой товарищь пашли удить рыбу. Речка быст-ринка находилась за полем. Дарога шла через рож. Скоро на удочьку попались ерш, щюка и лещь.
Летом в лесу.
Харошо летом за городом. Там лес и речька. Под корнями старой сосны бъет ключь. Кругом тиш и прахлада. Вот билеет Душыетый ландыш. Лучь солнца играет в капельках расы. Втраве шуршит еш.
Тема. Повторение изученного в течение года.
1 Кончилась теплоя ноч. Лехкий туман весит над лесом. Утреняя роса заблестело на листве. Вышло яркая солнце и обсушило расу.
2 Аленка шла черес палянку. Вдруг закочалась ело-воя ветка. Девчюшка падняла глаза. Надереве сидело чудесная птица. Красное крыло горела, как огонь.
3 У артема в диревне есть конь Орлик. Однаждый животное заболела. Врачь назначил каню лечение. Орлик нехотел пить горькое ликарство. Тогда мальчик дабавил в житкость глюкозу. Конь выздоровел.
4 Стоял прекрастный динек. Таня носыпала корм в птичю кормушку. Госьти сразу прилители. Тут были синички и снигири в красных рубажках. Птици клювали семена. Патом они седели на ветках и щебетали. Они говорили тане спосибо.
(По Л. Воронковой.)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
Тема. Повторение изученного в первом классе.
Слова — названия предметов.
|
Прослушайте слова. Запомните только те, которые отвечают на вопрос к т о? ученик, море, кукла, книга, котик, муха, дядя, вишня, дождь, Лена.
|
Слова — названия действий.
|
Прослушайте слова. Запомните те из них, которые обозначают действия предметов: сестра, плыть, хороший, лететь, крик, играть, трава, учить, земляной, стоять, мороженое, дарить.
|
Слова —■ названия признаков.
|
Запомните признаки предметов по цвету. (Учитель показывает поочередно несколько предметных иллюстраций. Увидев предмет, ребята должны мысленно назвать его признак по цвету, запомнить это слово, затем запомнить следующее слово — признак другого предмета и т. д. до конца). На иллюстрациях изображены: огурец, помидор, лимон, апельсин, голубой шарик, синий шарф, лист бумаги фиолетового цвета. Учащиеся должны запомнить слова: зеленый, красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый.
|
Большая буква.
|
Прослушайте слова. Запомните только те, которые пишутся с большой буквы: Москва, шар, река, Пушкин, Анна Ивановна, город, Барбос, Сережа.
|
Звуки и буквы.
|
Прослушайте несколько звуков. Запомните только гласные: в,э,у, р, с, и, г, д, о, к, ы.
|
Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
|
1) Прослушайте слова. Запомните только те из них, в которых есть шипящий звук: ерш, стол, речка, цирк, журнал, заяц, щенок, птицы, щи. 2)Прочитайте слова. Запомните только те, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина.
3) Прослушайте слова. Запомните те из них, в которых есть шипящие: пружина, зима, синий, груши, цыпленок, зайчата, пища, корзина, чурка, сиротка, щука.
4) Учитель показывает одну за другой иллюстрации, на которых изображены: лыжи, стул, ландыши, земляника, сахар, карандаши, цапля, шишки, корзина, часы, ежи.
Учащиеся получают задание за- помнить только те картинки, в названии которых есть сочетания гласных с шипящими
|
Безударные гласные.
|
1)Прослушайте слова. Запомните только те, в которых есть ударный звук [а]: весна, малыш, ловил, упал, машина, рыбак, игрушка, сосна, колючка, стучал.
2)Прослушайте и запомните слова, в которых есть безударная гласная: волна, дождь, трава, столб, мост, листок, ведро, дрозд, письмо.
3) Прочтите слова и запомните те из них, в которых буква а — безударная: шары, сосна, глаза, грачи, холмы, моря, врачи, шарфы.
4)Прочтите. Запомните слова с безударной гласной о: доска, трава, коса, вода, страна, нора, враги, оса. Прочтите слова. Запомните только те, в которых есть безударная е: лесок, песня, следы, место, меха, снега, кеды лечил,
|
Тема. Разделительный мягкий знак.
- Прослушайте слова. Запомните только те, которые надо писать с разделительным мягким знаком: листья, мясо, Катюша, Илья, ружье, пью, лед, платье, колеса, ручьи, коляска.
- Прочтите слова с мягким знаком. Запомните только те, где мягкий знак — разделительный: хлопья, васильки, муравьи, сильный, друзья, белье, Наталья, школьник, варенье.
Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
- Прослушайте текст. Из каждого предложения запомните только подлежащее.
Гремел гром. Шел дождь. Потом на небе появилась радуга. Заплескалась в речке рыба. Радостно заквакали лягушки.
- Прочтите текст. Запомните только подлежа- щие.
Пришла осень. Небо покрыто тучами. Дует резкий ветер. Земля покрыта листьями. На улице грязь. Вчера улетели грачи.
- Прочтите текст. Из каждого предложения за- помните только сказуемое.
У Лены живет кот Мурзик. Девочка любит котенка. Однажды Мурзик убежал. Лена искала котенка весь день. Утром Мурзик сам пришел домой.
- Прослушайте текст. Запомните главные члены каждого предложения.
Учитель вошел в класс. Начался урок русского языка. Хорошо отвечал Алеша. Все ребята внимательно слушали учителя.
Тема. Состав слова.
Прочтите слова. Запомните только те, которые состоят из одного корня: двор, садик, обед, трактор, дубок, дочка, лось, учитель, берег, обувь.
Прочтите слова. Запомните те из них, которые состоят из корня и окончания: сова, поезда, синий, лесок, летит, крот, шары, запел, бежит, милый.
Прочтите. Запомните слова, состоящие из корня и суффикса: столик, сказка, дружок, повар, лесник, вода, звонок, зверек.
Прослушайте слова с приставками. Запомните только те, у которых в приставке пишется буква а: нашел, поехал, запел, добежал, завел, отдал, надел, написал.
Прослушайте слова с приставками. Запомните те из слов, у которых в приставке пишется гласная А
пошел, залил, донес, подарил, забрал, накопал, подрос, долетел.
Тема. Написание слов с парными звонкими и глухими согласными.
Прослушайте звуки. Запомните из них только парные звонкие и глухие согласные: [р], [ф], [х], [т], [с], [л], [ж], [ч], [з], [п].
Прослушайте слова. Запомните только те, которые оканчиваются на парный согласный.
Вариант 1. Утюг, шар, клюв, стриж, стул, дождь, воз, шторм, бант.
Вариант 2. Уж, шина, галстук, сова, поезд, гараж, девочка, арбуз, мосты, след.
- Прочтите слова. Запомните те из них, у кото- рых парный согласный в корне слова нуждается в проверке.
Вариант 1. Рыбка, шуба, грядка, удача, рожки, мороженое, сказка, коза, чашка, каша, дудка, душа.
Вариант 2. Дубки, тигр, гудки, дорожный, лошадка, жмурки, беседка, двойка, краски, козлик.
- Учитель показывает поочередно предметы или их иллюстрации: указка, топор, шапка, стол, часы, чашка, орел, лодка, пирожки, ворона, скрипка.
Учащиеся должны запомнить те, в названии которых парный согласный нуждается в проверке.
Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Прослушайте слова. Запомните только те, в которых есть непроизносимая согласная.
Вариант 1. Солнце, сирень, тростник, ведро, грустный, гладкий, опоздал, прелестный, скользкий, поздний, робкий, радостный.
Вариант 2. Сердце, опасный, звездный, ужасный, известный, чудесный, устный, вкусный, капустный, прекрасный, тростник.
Вариант 3. Прелестный, ужасный, ненастный, парусный, честный, интересный, грустный, капустный, ненастный.
Тема. Имя существительное.
Прослушайте слова. Запомните из них только имена существительные: окно, синий, ветер, паук, кричал, книжка, вертел, однажды, иголка, снежный, зайчик.
Прослушайте имена существительные. Запомните только те, которые отвечают на вопрос кто?: цапля, сахар, ученик, майка, бабочка, река, дерево, кукла, моряк, картинка, комар.
Прослушайте слова. Запомните имена существительные мужского рода: телефон, тарелка, вездеход, колесо, повар, окно, сапог, варенье, замок, подруга, товарищ.
Прослушайте слова. Запомните имена существительные только среднего рода: яблоня, яблоко, кольцо, круг, солнце, луна, растение, овес, животное, медвежонок, насекомое.
Прослушайте слова. Запомните имена существительные только женского рода: пчела, жук, лопата, долото, столица, город, работа, дело, деревня, село, морковь.
Прослушайте слова. Запомните имена существительные только множественного числа: люди, мальчик, черепахи, кобра, стрекозы, муха, барсуки, кувшин, самолеты, игрушка, птенцы.
Прослушайте имена существительные с шипящей на конце. Запомните имена существительные только мужского рода: малыш, речь, ключ, вещь, стриж, обруч, мышь, уж, ложь, ерш.
Прослушайте слова. Запомните имена существительные только женского рода: речь, нож, дрожь, плач, вещь, мелочь, шалаш, дичь, камыш, ложь.
Прослушайте слова. Выберите для запоминания имена существительные с шипящей на конце: товарищ, птенец, лещ, воз, дочь, тополь, глушь, стриж, цирк, мышь, ландыш, скворец.
- Прочтите слова. Запомните только те из них, которые всегда пишутся с большой буквы.
Киев. Лампа. Море. Крылов. Мария Львовна. Лещ, Город. Кошка. Марина. Джульбарс
Тема. Имя прилагательное.
Прослушайте слова. Запомните только имена прилагательные: колючий, летел, сахар, соленый, пушистый, гвоздь, ландыш, играл, зеленый, вкусный.
Прослушайте ряд имен прилагательных. Запомните только те, которые обозначают признак предмета по цвету: большой, резиновый, голубой, оранжевый, новый, капризный, зеленый, розовенъкий, белый.
Прослушайте имена прилагательные. Запомните только те, которые сообщают размер предмета: маленький, красный, чистый, огромный, тяжелый, смелый, большой, крошечный, звонкий, гигантский.
Прочтите словосочетания. Запомните только те из них, в которых есть имена прилагательные:
женского рода: темная ночь, яркий луч, круглое колесо, веселая прогулка, прохладная ладонь, удобная кружка;
мужского рода: прилежная ученица, сочный плод, веселый рассказ, старое платье, новый плащ, золотой колосок;
среднего рода: глубокое озеро, игривый котенок, любимая кукла, смешное кино, ржавое колесо, крупная вишня, мягкое яблоко;
множественного числа: тяжелые шаги, праздничный костюм, далекие друзья, лесной воздух, близкие товарищи, родное село, хлопотливые синицы.
Тема. Глагол.
- Прослушайте ряд слов. Выберите для запоминания только глаголы.
Вариант 1. Олень, рисовать, цветной, смотреть, лес, шипеть, розовый, карандаш, шалить, телефон, хлопотать, родной, жужжать.
Вариант 2. Черемуха, клевать, ручной, следить, зеленый, давать, велосипед, кричать, хороший, свистеть, далекий, бросать.
Вариант 3. Лепить, снежный, мастерить, лось, сделать, часовой, вязать, антенна, шептать, сосулька, говорить, оранжевый.
- Прослушайте ряд глаголов. Выберите для запоминания:
глаголы будущего времени: нальет, полил, пойдет, цветет, споет, убежит, растет, прилетит, играл, запасет;
глаголы прошедшего времени: шел, берет, потерял, уйдет, отдал, возил, прилетит, приносил, пьет, бежал;
глаголы настоящего времени: несет, сел, ведет, возьмет, дает, кричит, улетит, поет, спал, лежит;
глаголы, отвечающие на вопрос что делать?: чирикать, засвистеть, шипеть, зашить, глотать, лепетать, найти, отдавать, взять, кормить;
глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?: налить, гореть, запеть, цвести, собрать, колоть, унести, рвать, сварить, нарисовать.