Методическая копилка

Конспект урока по всемирной истории в 10 классе

Конспект урока по всемирной истории в 10 классе

учителя истории и обществознания

ГУО № 182 г. Минска

Мирниченко Кристины Петровны

 

Тема: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

Цель: познакомить учащихся с героической страницей истории страны-

трудовым подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

   - показать какой ценой досталась победа, какую роль сыграла культура

     в поднятии морального духа защитников Отечества

   - развивать умение анализировать события, факты, давать им

     аргументированную оценку,

   - развивать монологическую речь, умение работать с различными

     источниками информации

   - воспитывать патриотизм, интерес к истории родного края, чувство

     уважения и заботы к ветеранам Великой Отечественной войны

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:   Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. Образования с рус.яз обучения / Г. А. Космач. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 214 с.: ил.; наглядный материал; блок заданий.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Изучение новой темы (§28)

План урока

1.Экономика в годы войны (10 мин.)

2. Роль науки (2 мин.)

3. Литература, музыка, искусство в годы войны (10 мин.)

4. Церковь в военные годы (8 мин.)

1.Экономика в годы войны

Одолеть врага невозможно было без слаженной работы тыла. В начальный период войны промышленное производство резко сократилось, т.к. огромные территории были оккупированы гитлеровцами ( на них проживало ранее 42% населения, 47% посевных площадей), многие предприятия были эвакуированы на Восток. В этих тяжёлых условиях необходимо было перестроить экономику на военный лад. Нехватка людских ресурсов остро ощущалась на предприятиях. К станкам становились старики и дети. Многие из них прошли ускоренный курс ФЗУ.

Перестройка народного хозяйства проходила под жёстким руководством государства.

Вся жизнь в стране проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» Одной из самых важных задач этого периода было укрепление трудовой дисциплины

Модернизация на производстве, ввод в строй эвакуированных предприятий, выпуск новой техники, создание поточных линий, внедрение социалистического соревнования, сбор средств в фонд обороны, сбор посылок на фронт,- всё это имело огромный успех. Уже в 1942г. начался устойчивый рост производства. Благодаря героическому труду стало возможным формирование большого количества танковых и механизированных корпусов и мощных авиационных соединений..

В с\х 2\5 посевных площадей оказалось на оккупированной территории. Дефицит продовольствия заставил перейти в городах на карточную систему. В 1,5 раза увеличен обязательный минимум трудодней, не выработавшие его часто предавались суду. Эти меры дали положительный результат- в 1942г.получено зерна в 3,5 раза больше, чем в 1940г. Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных полях. Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству. (выступления учащихся)

2. Роль науки

  • Удалось наладить массовое производство самолетов - истребителей Як-1 и Як7б, пикирующих бомбардировщиков

   Пе-2, штурмовиков Ил-2.

  • Значительно повысилась скорость самолетов и увеличилась их устойчивость и маневренность.
  • Созданы новые скоростные истребители Як-3, Як-9, Ла-5 и Ла-7, штурмовик Ил-10, бомбардировщик Ту-2 советский реактивный самолет конструкции В.Ф.Болховитинова.
  • Работы физиков А.Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, Л. И.Мандельштама и многих других обеспечили создание новых типов радиолокационных приборов, радиопеленгаторов, магнитных мин, более эффективных зажигательных смесей.
  • Стараниями медиков уменьшалась смертность и инвалидность от ран
  • Свыше 70% раненых возвращались в строй
  • Разработанные А. В. Вишневским методы обезболивания и повязки с мазями широко применялись при лечении ран и ожогов.
  • Новые методы переливания крови
  • Разработка

З.В. Ермольевой препарата на основе пенициллина.

3. Музыка

4.Литература, кино

  • Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г.), «Радуга» (1944 г.), «Человек № 217» (1945т.), «Два бойца» (1943 г.), «Жди меня» (1943 г.), «Антоша Рыбкин» (1942 г.) и др.

5. Живопись

Популярными были плакаты, которые выпускала группа художников «Кукрыниксы». Кукрыниксы — творческий коллектив советскиххудожников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического ТрудаМихаил Куприянов (19031991), Порфирий Крылов (19021990) и Николай Соколов (19032000). Плакат («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом)), Плакат (Плакат: На подступах в Ленинграду
1941. В начале сентября немецко-фашистские войска усилили свои удары в направлении Ленинграда. После захвата г. Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши. Бои на ближних подступах к Ленинграду принимали все более ожесточенный характер, не считаясь с потерями, враг стремился захватить город. Но Советская Армия и ленинградцы остановили врага. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

- Ах, генерал, гораздо выше
Нам эту гору сделать надо
Чтоб рассмотреть в тумане крыши
Домов и фабрик Ленинграда). (выступления учащихся)

6. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Было восстановлено патриаршество. Одни из самых известных служителей церкви в это время был митрополит Сергий. (выступления учеников)

 

Выполнение задания– разгадывание кроссворда, составленного учениками (5 мин.).

Сообщения учеников про города, которым было присвоено звание города-герои (5 мин.)

Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок?

Домашнее задание: §28, стр.184-193, вопросы:1, 6.

 

 

свернуть

Виды анализа урока

  1. Краткий оценочный анализ - это общая оценка учебно-воспитательной— функции урока, характеризующая решение образовательной, воспита­тельной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
  2. Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

3. Полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реа­лизация дидактических принципов, результативность урока.

Примерная схема анализа урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

  1. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, на­глядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое со­стояние класса и т.д.
  2. Организационная структура. Тип урока, его место в системе заня­тий по предмету, четкость, последовательность этапов урока, дози­ровка времени, соответствие этапов урока характеру познаватель­ной деятельности учащихся.

4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспиты­вающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, клас­сификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение урока:

а) использование методов иприемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность при­менения (соответствие содержания материала уровню подготовлен­ности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке;

б) методика проведения различных этапов урока:

- постановка познавательных задач перед учащимися;

- методика проверки домашнего задания;
- методика организации усвоения нового материала;

- методика закрепления учебного материала;

- методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- приемы активизации познавательной деятельности школьников;

- организация репродуктивной и творческой деятельности уча­щихся, их соотношение;

- организация на уроке проблемного обучения;

- учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

- организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

- домашнее задание (как задается, объем);

- осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, культуры учебного труда учащихся;

- выявление и применение на уроке внутрипредметных и меж­предметных связей в учебном материале.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

- порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

- активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устой­чивость внимания на разных этапах урока;

- деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отно­шение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

- отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, под­сказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя:

- уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;

- знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, ме­тодики предмета, психологии и гигиены, его умение применять эти знания на уроке;

- педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведе­ния, речь учителя;

- взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8.Общие результаты урока:

- выполнение плана урока;

- достижение образовательной, воспитывающей и разви­вающей целей урока;

- общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество;

- выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию ра­боты, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

4. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспе­чивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема анализа урока

I. Тип и структура урока

1. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме.

2. Тема, цели урока (образовательная, развивающая, воспитываю­щая), дидактические задачи на отдельных этапах.

3. Дозировка времени.

II. Содержание и методика повторения учебного материала

1.Полнота и глубина проверки.

2. Методика повторения, дифференциация заданий.

3. Охват учащихся проверкой, занятость класса.

4. Объективность оценки, аргументация отметки.

III. Работа над новым учебным материалом

1. Требования программы.

2. Научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соот­ношение в учебном материале главного и второстепенного.

3. Соответствие материала образовательным, развивающим и вос­питательным задачам урока.

IV. Методы обучения

              1. Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактиче­скими материалами. Целесообразность их применения.

         2. Обоснованность применяемых методов.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

4. Использование методов проблемного обучения.

5. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с уча­щимися.

            6. Самостоятельная работа учащихся.

                 7. Методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложе­ния нового материала.

        V. Усвоение нового материала

            1. Отбор материала для формирования знаний, умений и навыков.

            2. Самостоятельная работа при закреплении.

3. Обратная связь. Оценка ответов учащихся.

         VI. Задание на дом

         1. Объем, характер материала, посильность его.

         2. Наличие и характер инструктажа.

            3. Дифференцированность задания.

         VII. Характер деятельности учителя

         1. Уровень педагогических требований к работе учащихся, к разви­тию их речи, мышления.

2. Речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
VIII. Результаты урока

            1. Подведение итога урока.

            2. Выполнение намеченного плана урока.

3. Достижение образовательных, развивающих и воспитательных це­лей урока.

4. Качество знаний, умений, навыков учащихся.

5. Структурно-временной анализ- это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Примерная схема анализа урока

   1. Рациональное распределение всего времени между от­дельными элементами урока т.е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание.

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на освоение но­вого материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подго­товка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение. Точно так же анализируется время осуществления та­ких элементов урока, как опрос учащихся, проверка знаний и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы уро­ка, т.е., к примеру, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель.

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные ви­ды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.

6. Соотношение содержания учебного материала и тех методов, с помощью которых происходило его изучение и усвоение.

6. Анализ воспитательной направленности урока- это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного мате­риала для воспитания качеств личности учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки.

8. Влияние личности учителя.  

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

7. Комбинированный анализ - это одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Примерная схема анализа урока

I. Организация урока

1. Организационная четкость урока.

2. Наличие плана проведения урока.

3. Эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий.

4. Выполнение психологических и гигиенических требований к уроку.

5. Наличие и осуществление обратной связи с учащимися.

6. Качество ведения тетрадей в соответствии с правилами формирования культуры устной и письменной речи учащихся.

         7. Рациональность распределения времени на этапы урока.

II. Личностные качества учителя

         1. Каков морально-психологический климат на уроке.

             2. Степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости с учащимися.

            3. Педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид учителя.

III. Эффективность обучения

         1. Степень реализации принципов научности, прочности, осознанно­сти знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью.

         2. Степень достижения главной дидактической цели урока.

         3. Оптимальность методов и приемов обучения.

            4. Эффективность контроля за знаниями учащихся.
        5. Домашнее задание.

IV. Эффективность воспитательной деятельности учителя

1. Нравственная направленность урока.

2. Формирование трудовых и учебных навыков.

3. Единство обучения, воспитания и развития.

        4. Эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

         V. Эффективность деятельности учащихся

         1. Как реализован принцип развивающего обучения и принцип само­стоятельности и активности.

         2. Работоспособность учащихся.

         3. Интерес к труду.

         4. Навыки самостоятельной работы.

         5. Умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища.

         6. Развитие речи, письменных, графических и специальных навыков.

         7. Уровень культуры, рациональности и эффективности труда уча­щихся.

         8. Организованность и дисциплина учащихся. Внешний вид.

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических катего­рий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоя­тельной познавательной деятельностью и т.п.).

Примерная схема анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Анализ проверки домашнего задания.

6. Какие методы и дидактические приемы использовались учителем при проверке пройденного материала и их соответствие поставлен­ной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов провер­ки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Как активизировал класс учитель, во время проверки знаний, уме­ний и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или же закрепления преды­дущей темы:

- ясность и доступность подачи материала учителем;

- используемые методы и их соответствие задачам урока;

- используемые средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.

13. Используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы рабо­ты учащихся.

14. Анализ завершающего этапа урока:

- домашнее задание (как задается, объем);

- своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллектив­ной работой в классе.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержа­ние дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразитель­ность, жестикуляция.

9. Психологический анализ - это изучение выполнения психологиче­ских требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерная схема анализа урока

I. Организация познавательной деятельности учащихся

1. Как на уроке были созданы условия для продуктивной работы мышления и воображения.

2. Как учитель добивался нужной, избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов.

3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение.

4. Как учитель добивался сосредоточенности и устойчивости внима­ния учащихся.

5. Что учитель делал для более успешного запоминания материала учащимися, и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке.

6. Каковы были приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке.

7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в па­мяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для пони­мания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)

II. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений

1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала.

2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне кон­кретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих обра­зов, "открытий", выведенных формул и т.п.

3. С помощью каких приемов учитель добивался активности и само­стоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.

4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описа­тельного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемно­го. Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов.

5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, об­работке результатов и оформлению работы.

6. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и дейст­венного интереса к учебному предмету и учению в целом.

III. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке

1. Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны.

2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке.

3. Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые ка­чества школьников.

4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенно­стей учащихся.

IV. Мастерство учителя

1. Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др. Умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др. Умение учителя пользоваться внушением как средством (мето­дом) педагогического воздействия.

2. Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке.

3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осу­ществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагоги­ческий оптимизм, находчивость и др.

4. Педагогический такт учителя.

5. Психологический климат в классе.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема анализа урока проблемного типа

1. Внешняя готовность учителя и учащихся к уроку .

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6. Какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов в учении школьников.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение учителем способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частич­но-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемно­го обучения.

17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка про­блемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. Умение учащихся осуществлять логические операции.

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

21. Затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены.

11. Психолого-педагогический анализ урока - одновременный анализ со­блюдения педагогических и психологических основ процесса обучения.

Примерная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.

Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, про­ветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целе­сообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить   время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Тема урока. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осу­ществляет.

2. Тип и структура урока.Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущими, как она осуществляется. Структура урока: соответ­ствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.

3. Содержаниеурока. Соответствие содержания программе. Как свя­зан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстети­ческих чувств у учащихся. Использование дидактических материа­лов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершен­ствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного.

4. Методы и приемы обучения на уроке.Какая система методов при­меняется; какие методы и приемы в ней сочетаются. Соответству­ют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Соот­ветствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания.

Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитатель­ные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические.

Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся. Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у уча­щихся умения учиться. Как используются для самостоятельной ра­боты дидактические материалы и технические средства обучения.

Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последова­тельность применения заданий и упражнений для выработки навы­ков и умений. Привитие учащимся навыков самоконтроля.

Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенно­стей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и уме­ний в ходе урока.

Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подго­товлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащих­ся. Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домаш­нее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполне­нию домашнего задания. Как предупреждается перегрузка учащих­ся домашними заданиями.

5. Поведение учащихся.Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилеж­ны, дисциплинированы. Как осуществлялась мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы. Отношение учащихся к учителю.

6. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его ра­боту, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, от­ношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особен­ностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. На­блюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.

7. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижения цели. Вы­полнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознатель­ность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указа­ния учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.)

12. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо сто­роны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами дея­тельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков

 

Планирование учителем целей и задач урока

1. Полнота, комплексность, разносторонность задач урока, вытекаю­щих из содержания учебного материала.

2. Учет особенностей учащихся данного класса при планировании за­дач и возможностей их принятия школьником.

3. Образовательные задачи урока.

4. Воспитательные задачи урока.

5. Задачи развития учащихся на уроке.

6. Целенаправленная деятельность учителя в развитии познаватель­ных процессов учащихся.

7. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей.

8. Правильное выделение среди всего круга задач главных, основных, наиболее существенных в данных условиях.

 

Организация учителем повторения пройденного материала, готовящего учащихся к восприятию нового

1. Четкая устремленность в работе,   осознание учениками стоящих перед ними задач.

2. Знание учениками цели и плана работы по повторению, понимание его важности и необходимости.

3. Мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встре­чающихся при повторении.

4. Тщательный отбор и планирование материала для повторения.

5. Предупреждение возможных ошибок при повторении.

6. Обеспечение органической связи между ранее пройденным мате­риалом, необходимым для восприятия нового и новым.

7. Разнообразие приемов для повторения.

8. Внесение элементов нового.

9. Правильное распределение времени на повторение.

10. Стимулирование активности учащихся в процессе повторения.

11. Соблюдение сочетания различных видов повторения (повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и за­ключительное повторение).

 

Оптимальность типа и структуры урока

1. Тип урока, его место в системе уроков по теме.

2. Соответствие структуры урока его типу.

3. Как этапы урока способствуют выполнению главной дидактиче­ской цели.

4. Макро- и микроэлементы структуры урока, соблюдение требова­ний к каждому элементу урока.

5. Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке.

6. Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного, изучение нового материала, подготовленность уче­ников, уровень их работоспособности и т.д.).

7. Оптимальное сочетание на уроке коллективных, групповых, пар­ных и индивидуальных форм обучения.

8. Оснащенность урока наглядными пособиями, техническими сред­ствами обучения.

 

Соблюдение требований к содержанию урока

1. Соответствие требованиям программы.

2. Реализация основных дидактических принципов.

3. Отбор главного материала (для реализации требований воспитания при обучении и формировании обобщенных, понятийных знаний).

4. Научность изучаемых явлений.

5. Дидактическая обработка учебного материала (какие факты взять и для чего: проиллюстрировать, доказать; логика и последователь­ность изучения материала; выделение узловых понятий; дифферен­циация учебного материала по степени его сложности; формулиро­вание выводов - кто, когда; рациональная нагрузка учащихся; ус­тановка учащихся на усвоение главных знаний и умений; соотне­сение материала с отведенным временем; его доступность).

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее.

7. Установление межпредметных связей.

8. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом уча­щихся.

9. Ошибки при отборе содержания урока.

 

Выбор методов, приемов и средств обучения

1. Соответствие методов общей направленности обучения задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета.

2. Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения.

3. Методы закрепления и выработки умений и навыков.

4. Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности.

5. Методы контроля и самоконтроля учащихся.

6. Виды самостоятельных работ, методика их организации.

7. Оптимальное сочетание различных методов. Обоснованность вы­бора методов соответствующих содержанию урока.

8. Использование учебных пособий, дидактического материала, на­глядных пособий и технических средств обучения и контроля.

9. Использование учителем преимуществ кабинетной системы.

 

Характер взаимоотношений учителя и учащихся

1. Организация работы учеников на разных этапах урока.

2. Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать самостоятельную работу.

3. Индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4. Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их отве­там, к развитию мышления и речи.

5. Характер постановки вопросов ученикам.

6. Реакция на допускаемые учениками ошибки.

7. Реплики оценочного характера, аргументация отметок.

8. Характер и тон дисциплинарных замечаний.

9. Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке.

10. Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения.

11. Стиль и темп работы учителя и их влияние на деятельность уча­щихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.).

12. Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала по­ощрений.

13. Речевое   взаимодействие   на   уроке   (культура   речи,   логическая стройность, эмоциональность и пр.).

 

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий

1. Ясность домашнего задания каждому ученику.

2. Регламентированность и согласованность с таковыми других пред­метов.

3. Установка на индивидуализацию.

4. Возможность проверки задания.

5. Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.

6. Разумное многообразие заданий.

7. Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала).

8. Предполагаемые преодолимые трудности в задании.

9. Наличие фронтальных заданий.

10. Введение инструктажа, алгоритма.

11. Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.

12. Интересность и занимательность заданий.

 

 

Организация закрепления изученного учебного материала

1. Направленность на усвоение главного материала подобранных во­просов и упражнений.

2. Усложнение заданий с соблюдением их доступности.

3. Дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготов­ленности школьников.

4. Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений.

5. Включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечи­вающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.

6. Направление мышления ученика на решение общих и частных позна­вательных задач, требующих творческой переработки информации.

7. Закрепление способов деятельности учащихся.

8. Обеспечение самоконтроля и самооценки работы учащихся.

9. Подведение итогов закрепления учебного материала.

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

1. Место контроля в структуре урока.

2. Методы контроля, целесообразность их применения.

3. Методика проверки домашний заданий (просмотр тетрадей, про­верка домашней работы, разбор домашней работы у доски и т.д.).

4. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование ответов, вопросы отвечающим и т.д.).

5. Число опрошенных учащихся (один, два и более раз).

6. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся.

7. Учет индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений.

8. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний.

9. Сколько и какие отметки были поставлены на уроке, их объектив­ность и аргументация.

10. Содержание и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно-следствен­ных связей и др.).

11.Оценка качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина, наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).

 

Организация познавательной деятельности учащихся

I. Организация восприятия на уроке:

1. подготовка к восприятию;

2. создание условий для успешного восприятия материала;

3. виды восприятия (непосредственное, опосредованное);

4. новые представления, сформированные у учащихся, насколько они правильны и полны;

5. руководство восприятием со стороны учителя.

II. Формирование понятий на уроке:

1. какими знаниями оперируют все ученики класса;

2. выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, зако­нов, теорий;

3. формирование новых понятий, теоретические обобщения, вы­воды (использование анализа, синтеза, сравнения);

 

4. уровень сформированности понятий;

5. использование внутрипредметных и межпредметных связей;

6. этапы формирования понятий.
III. Организация запоминания изученного материала:

1. установление связи нового материала с ранее пройденным;

2. концентрация внимания учащихся на основном материале;

3. организация повторения основных правил и законов, выведен­ных на уроке;

4. организация закрепления (место, методы, результативность).
IV. Формирование общеучебных умений и навыков на уроке:

1. какие задачи формирования общеучебных умений и навыков были намечены;

2. какие общеучебные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности;

3. какие задания и упражнения предлагались для формирования общеучебных умений и навыков;

4. какие методы работы были избраны и почему;

5. как осуществляется формирование у учащихся навыков пла­нирования учебной работы (учитель сам сообщает план, учит составлять план, разрешает пользоваться планом, предлагает слабым ученикам карточки с примерным планом ответа, ана­лизирует планы учащихся и т.д.);

6. как формируется умение выделять главное, существенное в учебном материале (учитель конкретизирует, концентрирует внимание на основных понятиях, выделяет существенные при­знаки понятий, записывает главные мысли, подчеркивает главное с помощью интонации, анализирует логику ответов учащихся и т.д.);

7. какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении этой задачи.

 

 

Возможный алгоритм анализа урока по истории

1. Какое место урок занимает в изучении темы? Какому этапу темати­ческого блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?

2. Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них от­ражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3. В какой степени учебный материал урока соответствует действующим учебным программам по истории?

4. Как в содержании занятия отражены новые данные исторической на­уки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, неодно­значные версии и суждения по поводу изучаемых фактов?

5. Кто (или что) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен: как единственный и безапелля­ционный, как один из надежных и достоверных, как один из возмож­ных и оригинальных и т. п.? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6. В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне по­знавательной деятельности она была организована? Какими приема­ми и средствами преподавания учитель стимулировал именно такой характер учебной работы? Насколько он соответствовал целевой установке занятия, возрастным и индивидуальным возможностям учеников этого класса?

7. Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания уча­щихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал школьников на уроке, учитывал и поощрял по­знавательные особенности детей?

8. Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие?

9. Как этот урок связывает между собой предыдущие и последующие занятия?

10. В   чем   выражаются   результаты   урока?   Каковы   критерии   его результативности?

 

свернуть

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение образовательно - воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
  6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока (при овладении новыми знаниями и умениями, при применении их в стандартных и нестандартных ситуациях).
  8. Подбор дидактических средств урока (кино- диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
  10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  11. Определение объема и форм работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
  12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
  13. Составление списка учеников, сформированность знаний которых будет проверяться соответствующими формами и методами, планирование проверки умений учащихся.
  14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания материала на дом.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
  17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

свернуть

Урок - обобщение по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях» (интеллектуальный марафон)

  • Предмет: русский язык
  • Автор: Радкевич И.К.

Путешествие по Беларуси (презентация)

  • Предмет: История и обществоведение
  • Автор: Савицкая А.Н.

Внеклассное мероприятие "Прававой турнир"

  • Предмет: История и обществоведение
  • Автор: Савицкая А.Н.

Законы царя Хаммурапи

  • Предмет: История и обществоведение
  • Автор: Савицкая А.Н.

Усталяванне капіталізму на беларускіх землях. Прэзентацыя

  • Предмет: История и обществоведение
  • Автор: Савицкая А.Н.

Викторина по теме "Древние цивилизации"

  • Предмет: История и обществоведение
  • Автор: Савицкая А.Н.

Внекласссное мероприятие Я.Купала и Я.Колас

  • Предмет: Русский язык и литература
  • Автор: Хабарова И.А.

Проверим словарный запас. Презентация

  • Предмет: Русский язык и литература
  • Автор: Хабарова И.А.

Складаназалежны сказ. Прэзентацыя

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Нячай Н.В.

Васіль Быкаў. Прэзентацыя

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Нячай Н.В.

Прыметнік

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Нячай Н.В.

Сям’я – апора чалавека ў пошуках будучыні (урок-экспедыцыя па рамане К.Чорнага “У пошуках будучыні”)

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Леванкова Т.А.

Міхась Скобла “Еўфрасіння Полацкая”. Прэзентацыя

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Пяткевіч М.Л.

Якуб Колас "На ростанях"

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Пяткевіч М.Л.
Ещё в этом разделе