Выпускнику

 

 

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2018 года № 02-01-19/2314/дс «О завершении 2017/2018 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования» 2017/2018 учебный год завершается 31 мая 2018 года.

Торжественные мероприятия, посвященные празднику «Последний звонок», для учащихся выпускных классов учреждений образования состоятся 30 мая 2018 года.

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования пройдут в период с 1 по 9 июня 2018 года.

Для выпускников IX классов определены следующие даты проведения обязательных письменных испытаний по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» и «Математика»: 2, 5, 7 июня 2018 года.

Выпускники XI классов будут сдавать четыре обязательных экзамена. Письменные испытания по русскому языку или белорусскому языку (по выбору учащегося) и математике пройдут 1, 4 и 6 июня 2018 года. Кроме того, одиннадцатиклассникам предстоит сдать экзамены по иностранному языку и истории Беларуси.

Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 9–10 июня 2018 года.

C полной версией инструктивно-методического письма «О завершении 2017/2018 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования» можно ознакомиться здесь.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РБ №38 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РБ №38 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
На основании пункта 3 статьи 93 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
2. Установить, что Правила, утверждаемые пунктом 1 настоящего постановления, применяются при аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, учреждениях высшего образования.
3. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. N 108 "Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 40, 8/15651);
подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 сентября 2008 г. N 81 "О внесении изменений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 237, 8/19538);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. N 31а "О внесении дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. N 108" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 94, 8/22136).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.
 
Министр С.А.Маскевич
 
СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя     Председатель
Брестского областного               Витебского областного
исполнительного комитета            исполнительного комитета
        М.И.Юхимук                          А.Н.Косинец
17.06.2011                          17.06.2011
 
СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель                        Первый заместитель председателя
Гомельского областного              Гродненского областного
исполнительного комитета            исполнительного комитета
        В.А.Дворник                         И.А.Жук
17.06.2011                          17.06.2011
 
СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель                        Председатель
Минского областного                 Могилевского областного
исполнительного комитета            исполнительного комитета
        Б.В.Батура                          П.М.Рудник
17.06.2011                          17.06.2011
 
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Минского городского
исполнительного комитета
        Н.А.Ладутько
20.06.2011
 
 
 
 
 
                                                   УТВЕРЖДЕНО
                                                   Постановление
                                                   Министерства образования
                                                   Республики Беларусь
                                                   20.06.2011 N 38
 
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
1. Настоящие Правила определяют порядок и формы проведения аттестации, порядок перевода в следующий класс, пересмотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организации выпускных экзаменов и завершения обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, учреждениях высшего образования (далее - учреждения образования).
 
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
 
2. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования и учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
3. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования.
4. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением текущей и промежуточной аттестации учащихся I - II классов, осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками "зачтено", "не зачтено", "не аттестован(а)", или делаются записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".
Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, "зачтено" и записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".
5. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка 0 баллов.
6. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся:
за четверть вносится запись "не аттестован";
аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.
7. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине систематических пропусков учебных занятий без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся соответственно за четверть, учебный год вносится запись "не аттестован".
8. При проведении промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка "зачтено".
9. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", соответственно за четверть, учебный год вносится запись "освобожден(а)".
10. Текущая и промежуточная аттестация учащихся I - II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
11. Промежуточная аттестация учащихся вечерней школы, обучающихся в заочной форме получения образования, проводится по результатам сдачи зачетов с выставлением отметок в баллах.
Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, преподающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель вечерней школы. Для проведения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 академического часа.
К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполнили предусмотренные учебной программой практические, лабораторные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выставлении общей отметки за зачет.
Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных при сдаче зачетов.
12. Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту и (или) инструктором-методистом средней школы - училища олимпийского резерва на основании результатов выполнения учащимися учебных нормативов, определяющих уровень их физической подготовленности, теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье".
Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года специализированных по спорту классов учреждений образования по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется педагогическим работником учреждения образования на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье", подписанной руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения и направленной в учреждение образования не позднее чем за 3 дня до проведения аттестации.
Промежуточная и итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся специализированных по спорту классов суворовских училищ по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье".
13. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.
14. Текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по завершении учебного года учащихся осуществляют педагогические работники, которые преподают соответствующие учебные предметы.
15. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.
16. Порядок проведения итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь определяется педагогическим советом учреждения образования.
 
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА
 
17. Учащиеся, имеющие положительные годовые отметки, а также учащиеся I - II классов, имеющие результаты учебной деятельности, которые оценивались на содержательно-оценочной основе, в том числе учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от учебных занятий по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение" или прохождения учебно-полевых сборов, учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено", переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования.
18. Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок по уважительным причинам, учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок по неуважительным причинам или получившие по ее результатам годовые отметки 0 баллов, "не зачтено", "не аттестован(а)" по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок.
19. С учащимися, получившими учебные задания на лето, в течение трех недель проводятся учебные занятия и консультации в соответствии с расписанием, утверждаемым руководителем учреждения образования.
20. Факт получения учебных заданий на лето, расписание учебных занятий доводятся до сведения законных представителей учащихся письменно в течение трех дней после завершения учебного года.
21. Выполнение учебных заданий на лето контролируют педагогические работники, преподающие соответствующие учебные предметы.
22. Итоговая аттестация в другой срок учащихся, получивших учебные задания на лето, проводится в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил, по расписанию, утверждаемому руководителем учреждения образования.
Форма проведения итоговой аттестации в другой срок по соответствующему учебному предмету определяется педагогическим работником и согласовывается с руководителем учреждения образования.
23. Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.
24. Учащийся, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, остается на повторный год обучения.
25. Учащийся, не явившийся на итоговую аттестацию за учебный год в другой срок по уважительным причинам, на основании решения педагогического совета учреждения образования может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по соответствующим учебным предметам в течение месяца.
26. С учащимися, условно переведенными в следующий класс, в сентябре проводятся дополнительные занятия за счет часов, выделяемых в учебном плане учреждения образования на факультативные занятия.
27. Итоговая аттестация учащихся, условно переведенных в следующий класс, проводится по расписанию, утверждаемому руководителем учреждения образования.
28. Учащиеся, условно переведенные в следующий класс, успешно прошедшие итоговую аттестацию за учебный год по соответствующим учебным предметам в другой срок, переводятся в следующий класс на основании решения педагогического совета учреждения образования до 10 октября.
29. Учащийся, условно переведенный в следующий класс, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету, остается на повторный год обучения.
30. В начале учебного года учащиеся, условно переведенные в следующий класс, учитываются в составе того класса, в который они переведены.
31. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета учреждения образования.
32. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс. Вопрос о досрочном переводе решается учреждением образования на протяжении первого месяца учебного года.
33. Для решения вопроса о переводе учащегося в следующий класс досрочно один из его законных представителей подает до 10 сентября текущего учебного года заявление на имя руководителя учреждения образования.
34. Перевод учащегося осуществляется после проведения досрочно итоговой аттестации за год. Для проведения итоговой аттестации учащихся, определенных в пункте 32 настоящих Правил, приказом руководителя учреждения образования создается комиссия в составе руководителя учреждения образования или его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и педагогических работников, которые преподают соответствующие учебные предметы.
35. Комиссия:
определяет формы и сроки проведения досрочно итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету;
разрабатывает материалы для проведения досрочно итоговой аттестации в соответствии с учебными программами по соответствующим учебным предметам.
Материалы для проведения досрочно итоговой аттестации утверждаются председателем комиссии.
36. Расписание проведения досрочно итоговой аттестации утверждается руководителем учреждения образования и доводится до учащихся и их законных представителей не позднее чем за неделю до ее проведения.
37. Итоги проведения досрочно итоговой аттестации по каждому учебному предмету вносятся в протокол выпускного экзамена.
Учащиеся, имеющие при проведении досрочно итоговой аттестации положительные годовые отметки, на основании протокола выпускного экзамена решением педагогического совета досрочно переводятся в следующий класс. Решение педагогического совета утверждается приказом руководителя учреждения образования и доводится до сведения учащихся и их законных представителей до 1 октября.
В классном журнале и иной документации учреждения образования делаются соответствующие записи.
 
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ
 
38. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законные представители.
39. Для пересмотра положительной годовой отметки учащийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руководителя учреждения образования.
40. Пересмотр положительной годовой отметки осуществляется учреждением образования в следующие сроки:
при переводе в следующий класс - в течение десяти дней со дня подачи заявления;
при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования - в течение пяти дней со дня подачи заявления.
41. Для пересмотра положительной годовой отметки приказом руководителя учреждения образования создается комиссия по соответствующему учебному предмету, в состав которой входят руководитель учреждения образования либо его заместитель по основной деятельности (председатель комиссии) и два педагогических работника, один из которых аттестовал учащегося.
42. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, разрабатывает учреждение образования.
43. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом выпускного экзамена.
В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.
44. Учащийся или его законный представитель в случае несогласия с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, имеет право обратиться в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования с заявлением о ее пересмотре.
45. Для пересмотра положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, приказом отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается комиссия в составе одного из специалистов отдела (управления) образования (председатель комиссии), руководителя (его заместителя по основной деятельности) учреждения образования, одного из педагогических работников, преподающих соответствующий учебный предмет в ином учреждении образования.
46. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, выставленная комиссией учреждения образования, разрабатывает отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
47. Решение комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа о пересмотре положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования по соответствующему учебному предмету, оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.
В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал.
 
ГЛАВА 5
ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
 
48. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее - выпускные экзамены).
49. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено".
Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.
50. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.
51. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, в том числе учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено".
52. Учащиеся, имеющие годовую отметку 0 баллов или не аттестованные по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, допускаются к выпускному экзамену по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.
53. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.
54. Учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
55. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в другой срок, и (или) при сдаче в другой срок выпускных экзаменов получили отметку 0 баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
 
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
 
56. От всех выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок за год освобождаются:
на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов:
учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;
учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета и приказов учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, - кандидаты и участники международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
57. От выпускных экзаменов по соответствующему учебному предмету освобождаются:
на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету;
на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
58. Для освобождения от выпускных экзаменов:
учащиеся (их законные представители), указанные в абзацах пятом, шестом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;
учащиеся (их законные представители), указанные в абзаце седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка.
Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.
59. Учащимся, указанным в пункте 56 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.
Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 баллов.
 
ГЛАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
 
60. Министерство образования Республики Беларусь ежегодно до начала учебного года определяет перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов.
61. Выпускные экзамены состоят:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов и выпускных экзаменов по выбору учащихся.
Учащиеся учреждений общего среднего образования или классов (групп) в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.
Учащиеся лицеев, специализированных лицеев, гимназий, гимназий-интернатов, суворовских училищ за период обучения на III ступени общего среднего образования сдают в качестве обязательного выпускной экзамен по одному из учебных предметов физико-математического, химико-биологического, филологического, обществоведческого направления.
Учащиеся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
Учащиеся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
62. Для сдачи выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся должны не позднее чем за три недели до начала выпускных экзаменов информировать руководителя учреждения образования о перечне учебных предметов для сдачи выпускных экзаменов.
63. Сроки проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, в том числе по языку национального меньшинства, определяются Министерством образования Республики Беларусь и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации, выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, - учреждениями образования.
64. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.
65. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:
сроки проведения выпускных экзаменов;
не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;
проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;
обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня;
конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.
66. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке, и билетам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
67. Указанные в пункте 66 настоящих Правил тексты и билеты разрабатываются на основании требований образовательных стандартов общего среднего образования к уровню подготовки учащихся при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования по соответствующим учебным предметам, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования.
68. Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются педагогическими работниками учреждения образования и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.
69. Выпускные экзамены принимаются экзаменационными комиссиями.
Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.
70. Председателем экзаменационной комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.
71. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.
72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
4 астрономических часа - по учебному предмету "Математика";
1 астрономический час - по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык".
73. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
5 астрономических часов - по учебному предмету "Математика";
4 астрономических часа - по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык".
74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.
76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
77. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
78. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут - текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.
79. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.
80. Результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.
81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме - не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.
82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.
Итоговая отметка выставляется:
на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.
В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
83. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.
Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.
84. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.
85. Учащиеся, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебные предметы "Белорусский язык" и "История Беларуси", выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись "не изучал(а)".
Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", то они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзаменационные отметки.
86. Учащиеся, указанные в пункте 16 настоящих Правил, зачисленные в соответствующие классы для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, по учебным предметам "Белорусский язык", "История Беларуси" не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".
В случае, если учащиеся при завершении обучения на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационных отметок в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
87. Учащиеся, изучавшие учебные предметы "Белорусская литература", "История Беларуси" только на протяжении двух последних лет на III ступени общего среднего образования, могут ознакомиться с основными произведениями, предусмотренными учебной программой последнего года обучения на II ступени общего среднего образования по учебному предмету "Белорусская литература", с учебным материалом по учебному предмету "История Беларуси", предусмотренным учебными программами за период обучения на II ступени общего среднего образования, и имеют право сдавать выпускные экзамены по выбору по указанным учебным предметам. Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.
Учащиеся, изучавшие учебные предметы "Белорусская литература" и "История Беларуси" только на протяжении последнего года обучения на III ступени общего среднего образования, по этим учебным предметам не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".
88. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявлений законных представителей могут быть изменены учреждением образования по согласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования, но не раньше 15 мая и не позднее 10 июля.
При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
89. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.
90. Если учащиеся, проживающие или обучающиеся в зоне радиационного загрязнения, выезжают в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов, учреждение образования может по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования принять решение о сдаче этими учащимися выпускных экзаменов в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.
 
ГЛАВА 8
ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ДРУГОЙ СРОК
 
91. В период с 21 по 28 августа по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, проводится итоговая аттестация:
учащихся, получивших учебные задания на лето;
учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам;
учащихся, имеющих годовую отметку 0 баллов или не аттестованных по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
учащихся, не явившихся на выпускной экзамен или получивших отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
учащихся, проживающих или обучающихся в зоне радиационного загрязнения, выезжающих в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов;
учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по уважительным причинам;
учащихся, не аттестованных за учебный год по одному - двум учебным предметам.
92. Тексты для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в другой срок в письменной форме, составляются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.
93. Организация проведения итоговой аттестации в другой срок осуществляется в соответствии с требованиями главы 7 настоящих Правил.
94. По результатам итоговой аттестации в другой срок на повторный год обучения остаются:
учащиеся, завершающие обучение на II ступени общего среднего образования и получившие по учебным предметам три отметки 0 баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;
учащиеся, не явившиеся на выпускные экзамены в установленные сроки по трем учебным предметам или получившие на выпускном экзамене отметку 0 баллов по одному учебному предмету.
 
ГЛАВА 9
ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
95. Выпускники учреждений образования, имеющие положительные итоговые отметки по всем учебным предметам по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе выпускники, которым выставлено по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" "зачтено", выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, отчисляются из учреждения образования с выдачей соответствующего документа об образовании.
96. Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
97. Решение о завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования и выдаче выпускникам свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью), о награждении похвальным листом, о выдаче справок об обучении принимается руководителем учреждения образования.
98. Награждение выпускника учреждения образования золотой или серебряной медалью осуществляется на общих основаниях, если он не изучал отдельные учебные предметы по не зависящим от него причинам или:
был освобожден от учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);
имеет по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметку "зачтено" (кроме выпускника специализированного по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);
был освобожден от сдачи выпускных экзаменов.
99. Решение о выдаче выпускникам аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью принимают отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов в двухдневный срок с момента представления учреждениями образования необходимых документов и в письменной форме доводят до учреждений образования.
100. Для принятия решения о выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью учреждения образования представляют в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета о представлении выпускников к получению аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, а также следующие документы на представляемых к награждению выпускников:
копии свидетельств об общем базовом образовании с отличием;
ведомости годовых отметок за период обучения на III ступени общего среднего образования, экзаменационных отметок, а также итоговых отметок, которые вносятся в аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью);
экзаменационные письменные работы.
Для проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ педагогическими работниками учреждений образования приказом отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов создаются комиссии, состоящие из компетентных специалистов по соответствующим учебным предметам. Результаты проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ выпускников комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол выпускного экзамена подписывается всеми членами комиссии по соответствующему учебному предмету, хранится в отделе (управлении) образования местных исполнительных и распорядительных органов. Копия протокола выпускного экзамена доводится до соответствующих учреждений образования.
101. Золотые и серебряные медали, похвальные листы вручаются выпускникам одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.
102. Учащимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ общего среднего образования или обучавшимся в учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), не прошедшем государственную аккредитацию, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
 
ГЛАВА 10
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
103. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: "примерное", "удовлетворительное", "неудовлетворительное".
Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
104. Оценка поведения учащихся учреждений образования представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении образования.
105. Поведение учащихся I - XI классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.
106. Оценка поведения "примерное" выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "удовлетворительное" выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "неудовлетворительное" выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.
Оценка поведения "неудовлетворительное" может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений.
 
 
 
 
 
Приложение
к Правилам проведения аттестации
учащихся при освоении содержания
образовательных программ общего
среднего образования
 
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Критерии     
Показатели                    
I - IV классы                              
Гражданственность  
Знание государственной символики Республики        
Беларусь;                                          
уважительное отношение к государственной символике 
Республики Беларусь;                               
активное участие в деятельности детских общественных
объединений                                        
Товарищество       
Дружелюбные отношения с одноклассниками;           
умение проявлять взаимопомощь                      
Уважение к старшим 
Вежливость;                                        
послушание;                                        
оказание посильной помощи                          
Доброта            
Готовность помочь близким, друзьям, старшим;       
бережное отношение к животным                      
Честность          
Искренность;                                       
правдивость;                                       
исполнение обещаний                                
Трудолюбие         
Добросовестное отношение к своим обязанностям;     
участие в общественно полезном труде               
Бережливость       
Опрятный внешний вид;                              
аккуратность;                                      
бережное отношение к своим вещам и школьному       
имуществу, окружающей среде и природным ресурсам   
Дисциплинированность
Выполнение устава учреждения общего среднего       
образования, правил внутреннего распорядка         
учреждения общего среднего образования, правил     
поведения в общественных местах;                   
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                           
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;     
исполнительность;                                  
добросовестное отношение к учебе                   
V - VI классы                             
Гражданственность  
Знание государственной символики Республики        
Беларусь;                                          
уважительное отношение к государственной символике 
Республики Беларусь;                               
активное участие в общественно значимых делах      
класса, учреждения общего среднего образования,    
деятельности детских общественных объединений      
Товарищество и     
коллективизм       
Стремление находиться в коллективе;                
дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;     
уважение и взаимопомощь                            
Уважение к старшим 
Вежливость;                                        
послушание;                                        
оказание посильной помощи                          
Доброта            
Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам;
бережное отношение к животным                      
Честность          
Искренность;                                        
правдивость;                                       
исполнение обещаний                                
Трудолюбие         
Добросовестное отношение к своим обязанностям,     
участие в общественно полезном труде               
Бережливость       
Опрятный внешний вид;                              
аккуратность;                                      
бережное отношение к своим вещам и школьному       
имуществу, окружающей среде и природным ресурсам   
Дисциплинированность
Выполнение устава учреждения общего среднего       
образования, правил внутреннего распорядка         
учреждения общего среднего образования, правил     
поведения в общественных местах;                   
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                           
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;     
исполнительность;                                  
добросовестное отношение к учебе                   
VII - IX классы                             
Гражданственность  
Знание государственной символики Республики        
Беларусь;                                          
уважительное отношение к государственной символике 
Республики Беларусь;                                
активное участие в общественно значимых делах      
класса, учреждения общего среднего образования,    
деятельности детских и молодежных общественных     
объединений                                        
Товарищество и     
коллективизм        
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;     
уважение и взаимопомощь;                           
выполнение коллективных решений;                   
выражение благодарности                            
Гуманность         
Доброжелательные отношения с окружающими;          
уважение старших;                                  
готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам
Честность и        
принципиальность   
Искренность;                                       
правдивость;                                        
исполнение обещаний;                               
способность осознавать и признавать свои ошибки;   
уметь прислушиваться к конструктивной критике      
товарищей или старших;                             
критически относиться к результатам своего труда   
Добросовестное     
отношение к труду  
Добросовестное отношение к своим обязанностям;     
участие в общественно полезном труде и социально   
значимой деятельности, стремление выполнить ее     
качественно;                                       
вдумчивое отношение к выбору будущей профессии     
Дисциплинированность
Выполнение устава учреждения общего среднего       
образования, правил внутреннего распорядка         
учреждения общего среднего образования, правил     
поведения в общественных местах;                   
исполнительность;                                  
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                           
выполнение поручений старших;                      
настойчивость в достижении поставленной цели;      
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;     
добросовестное отношение к учебе                   
Эстетическое       
развитие           
Опрятный внешний вид;                              
аккуратность;                                      
бережное отношение к своим вещам и имуществу       
учреждения общего среднего образования;            
стремление к самосовершенствованию;                
бережное отношение к окружающей среде и природным  
ресурсам                                           
X - XI классы                             
Гражданственность  
Знание государственной символики Республики        
Беларусь;                                           
уважительное отношение к государственной символике 
Республики Беларусь;                               
участие в общественно значимых делах класса,       
учреждения общего среднего образования, деятельности
молодежных общественных объединений;               
активная гражданская позиция                       
Товарищество и     
коллективизм       
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;     
уважение и взаимопомощь;                           
выполнение коллективных решений;                    
выражение благодарности;                           
умение отстаивать честь своего коллектива          
Гуманность         
Доброжелательные отношения с окружающими;          
уважение старших;                                  
толерантность к другим, готовность помочь          
одноклассникам, младшим товарищам                  
Честность и        
принципиальность   
Искренность;                                       
правдивость;                                       
исполнение обещаний, единство слова и дела;        
устойчивость взглядов и убеждений;                 
привычка открыто и корректно высказывать свое      
мнение, проявлять самокритичность, давать оценку   
антиобщественным поступкам                          
Добросовестное     
отношение к труду  
Добросовестное отношение к своим обязанностям;     
участие в общественно полезном труде и социально   
значимой деятельности, стремление выполнить ее     
качественно;                                        
вдумчивое отношение к выбору будущей профессии     
Дисциплинированность
Выполнение устава учреждения общего среднего       
образования, правил внутреннего распорядка         
учреждения общего среднего образования, правил     
поведения в общественных местах;                   
исполнительность;                                  
соблюдение правил поведения в учреждении общего    
среднего образования, общественных местах;         
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                            
выполнение поручений старших;                      
настойчивость в достижении поставленной цели;      
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;     
добросовестное отношение к учебе                   
Эстетическое       
развитие           
Опрятный внешний вид;                              
аккуратность;                                      
бережное отношение к своим вещам и имуществу       
учреждения общего среднего образования;            
стремление к самосовершенствованию;                
приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно- 
нравственным традициям белорусского народа;        
бережное отношение к окружающей среде и природным  
ресурсам                                            
 
свернуть

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ВУЗы и ССУЗы

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ВУЗы и ССУЗы

Указ № 130 от 20 марта 2014 г.

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80

1. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 ”О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 24, 1/7253; 2008 г., № 40, 1/9433; 2009 г., № 27, 1/10431; № 119, 1/10690; № 136, 1/10739; 2010 г., № 119, 1/11590; 2011 г., № 33, 1/12421; № 60, 1/12557; 2012 г., № 8, 1/13223) следующие изменения и дополнения:

1.1. название Указа изложить в следующей редакции:

”О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования“;

1.2. в пункте 1:

абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

”Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени;

Правила приема лиц для получения среднего специального образования.“;

подстрочное примечание к пункту исключить;

1.3. в пункте 3:

в подпункте 3.1 слова ”в высшие и средние специальные учебные заведения“ заменить словами ”лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования“;

в подпункте 3.2 слова ”высшими учебными заведениями“ и ”учебные заведения“ заменить соответственно словами ”учреждениями высшего образования“ и ”учреждения образования“;

1.4. в пункте 4 слова ”в высшие и средние специальные учебные заведения“ заменить словами ”лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования“;

1.5. Правила приема в высшие учебные заведения, утвержденные этим Указом, изложить в новой редакции (прилагаются);

1.6. Правила приема в средние специальные учебные заведения, утвержденные этим Указом, изложить в новой редакции (прилагаются).

2. Совету Министров Республики Беларусь принять меры по реализации настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь    А.Лукашенко

БОЛЕЕ ПОДРОБНО С ПРАВИЛАМИ ПОСТУПЛЕНИЯ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ)

свернуть

Поступление в кадетское училище

Поступление в кадетское училище

Государственное учреждение образования "Кадетское училище № 1 г. Минска" является государственным учреждением образования, обеспечивающим обучение на 2 и 3 ступенях (8-11 классы), получение общего базового и общего среднего образования.

В кадетское училище принимаются лица, которые завершили обучение в VII классе на II ступени общего среднего образования, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к обучению по учебным программам, предусматривающим военную подготовку учащихся, прошедшие медицинский осмотр в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в кадетском училище (далее – кандидаты) осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний и с учетом результатов медицинского осмотра, психологического отбора, проверки уровня физической подготовки. Лица, получившие общее базовое образование в кадетских училищах, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих кадетских училищах без сдачи вступительных испытаний.

Для организации психологического отбора, проверки уровня физической подготовки, проведения вступительных испытаний в кадетском училище создается приемная комиссия, порядок деятельности которой определяется директором кадетского училища.

Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в кадетском училище, подают с 1 по 15 июня в приемную комиссию кадетского училища:

заявление;

свидетельство о рождении или паспорт гражданина Республики Беларусь;

ведомость годовых отметок из классного журнала за последний год обучения с выведенным средним баллом (округленным до десятых долей числа) за подписью руководителя учреждения общего среднего образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья кандидата;

свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования);

документы, подтверждающие право кандидата на льготы при приеме в кадетское училище (при наличии права на льготы).

От имени несовершеннолетнего кандидата заявление может быть подано его законным представителем.

Психологический отбор, проверка уровня физической подготовки и вступительные испытания проводятся с 20 по 30 июня в соответствии с расписанием, утверждаемым директором кадетского училища.

Для проверки уровня физической подготовки, проведения вступительных испытаний создаются экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, порядок деятельности которых определяется директором кадетского училища.

Психологический отбор проводится педагогом-психологом кадетского училища в целях проверки уровня интеллектуального развития и способности кандидата к обучению по учебным программам, предусматривающим военную подготовку учащихся.

Задания для проведения психологического отбора разрабатываются педагогом-психологом кадетского училища и утверждаются директором кадетского училища.

Кандидаты, прошедшие психологический отбор, допускаются к проверке уровня физической подготовки и сдаче вступительных испытаний.

Задания для проверки уровня физической подготовки, проведения вступительных испытаний по учебным предметам разрабатываются и утверждаются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета.

Уровень физической подготовки кандидатов оценивается по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 баллов.

Кандидаты, положительно прошедшие проверку уровня физической подготовки, сдают два вступительных испытания в письменной форме по учебным предметам «Математика» и «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору кандидата, указывается в заявлении).

Результаты сдачи вступительных испытаний оцениваются по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 баллов.

Для проведения вступительных испытаний в письменной форме разрабатываются задания:

по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» – тексты диктантов;

по учебному предмету «Математика» – текст контрольной работы.

На проведение вступительных испытаний отводится по одному астрономическому часу на каждый учебный предмет.

Результаты сдачи вступительных испытаний объявляются на следующий день после их проведения.

Пересдача вступительных испытаний не допускается.

В случае несогласия кандидата (его законного представителя) с результатами сдачи вступительных испытаний он вправе подать апелляцию.

Для рассмотрения апелляций создается апелляционная комиссия, порядок деятельности которой определяется директором кадетского училища.

Апелляция может быть подана в день объявления результата сдачи вступительного испытания и должна быть рассмотрена не позднее следующего дня после ее подачи.

Кандидаты, которые не смогли явиться для прохождения психологического отбора, на проверку уровня физической подготовки или вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, подтвержденные документально), по решению приемной комиссии допускаются к прохождению психологического отбора, проверке уровня физической подготовки, вступительным испытаниям по учебным предметам в пределах сроков, определенных расписанием.

Без вступительных испытаний при положительных результатах медицинского осмотра, психологического отбора и проверки физической подготовки в кадетское училище зачисляются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

Преимущественное право на зачисление в кадетское училище при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, при условии получения на вступительных испытаниях отметок не ниже 3 баллов в порядке перечисления имеют:

лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за VII класс;

лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения.

При наличии свободных мест в кадетское училище в течение учебного года могут приниматься кадеты из других кадетских училищ без проведения психологического отбора, проверки уровня физической подготовки и проведения вступительных испытаний.

свернуть

Об освобождении от экзаменов на основании заключения ВКК

Об освобождении от экзаменов на основании заключения ВКК
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 мая 2011 г. № 45
Об установлении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80
На основании пункта 5 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80 «Об определении перечня заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 170, 8/15148).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.
 
Министр
В.И.Жарко
 
 
Приложение
к постановлению
Министерства здравоохранения 
Республики Беларусь
27.05.2011 № 45
ПЕРЕЧЕНЬ
заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов

п/п
Наименование заболеваний
Сроки освобождения от выпускных экзаменов
1
Инфекционные и паразитарные заболевания:
 
1.1
кишечные инфекции (холера, тиф и паратиф, дизентерия, ботулизм)
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.2
бактериальные зоонозы
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.3
другие бактериальные заболевания (дифтерия, коклюш, скарлатина, менингококковая инфекция, септицемия, актиномикоз и другое)
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.4
риккетсиозы
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.5
вирусные геморрагические лихорадки
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.6
вирусные инфекции, характеризующиеся поражением кожи и слизистых оболочек (ветряная оспа, опоясывающий лишай, корь, краснуха)
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.7
острый вирусный гепатит
До выздоровления
1.8
заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Постоянно
1.9
другие вирусные заболевания:
 
1.9.1
эпидемический паротит
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.9.2
инфекционный мононуклеоз (тяжелое и среднетяжелое течение)
Постоянно
1.10
активный туберкулез органов дыхания и внелегочных локализаций
Постоянно
2
Злокачественные новообразования всех локализаций
1 год после окончания химиолучевой терапии при наступлении ремиссии
3
Заболевания крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:
 
3.1
анемии (среднетяжелая и тяжелая формы), связанные с питанием, и гемолитические
Не менее 6 месяцев после нормализации показателей крови
3.2
апластические анемии врожденные
Постоянно
3.3
апластические анемии приобретенные
1 год после окончания специального лечения
3.4
гемофилия (среднетяжелая и тяжелая формы)
Постоянно
3.5
агранулоцитоз
До 6 месяцев от наступления ремиссии
3.6
идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа)
Не менее 1 года после нормализации уровня тромбоцитов
3.7
геморрагический васкулит
Не менее 9 месяцев после обострения
3.8
состояние после трансплантации костного мозга, печени, почек, других органов
До 5 лет после окончания иммуносупрессивной терапии
3.9
иммунодефицитные состояния (кроме ВИЧ), сопровождающиеся рецидивами инфекционных осложнений, патологическими изменениями кроветворной системы, других органов
Постоянно
4
Заболевания эндокринной системы:
 
4.1
заболевания гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, паращитовидных желез со значительным или умеренным нарушением функции в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне медикаментозной терапии
Постоянно
4.2
состояние после медицинских процедур на эндокринной железе (оперативное удаление, в том числе частичное, лучевая терапия и другое) в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне заместительной терапии
Постоянно
4.3
сахарный диабет (состояние клинико-метаболической субкомпенсации или декомпенсации)
Постоянно
5
Психические расстройства и расстройства поведения:
 
5.1
шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Индивидуально по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.2
психозы различной этиологии
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.3
расстройства поведения с социальной дезадаптацией, расстройства личности с частыми декомпенсациями
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра- нарколога
5.4
невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.5
аффективные расстройства (расстройства настроения)
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.6
органические, включая симптоматические, психические расстройства
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.7
комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де-ла-Туретта)
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.8
хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
6
Заболевания нервной системы:
 
6.1
воспалительные, демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы и их последствия, сопровождающиеся выраженными и резко выраженными расстройствами двигательных, чувствительных, координаторных и других функций нервной системы
Постоянно
6.2
наследственные атаксии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
Постоянно
6.3
спинальная мышечная атрофия с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
Постоянно
6.4
дистония торсионная (генерализованная форма)
Постоянно
6.5
эпилепсия с частыми припадками, не контролируемыми лекарственными средствами
Постоянно
6.6
полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы с выраженными и резко выраженными двигательными и другими остаточными нарушениями
Постоянно
6.7
прогрессирующие мышечные дистрофии и врожденные миопатии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
Постоянно
6.8
детский церебральный паралич и другие паралитические синдромы с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
Постоянно
6.9
spina bifida (неполное закрытие позвоночного канала) с выраженными и резко выраженными двигательными и тазовыми нарушениями
Постоянно
7
Заболевания глаза и его придаточного аппарата:
 
7.1
заболевания склеры, роговицы, сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва, имеющие прогрессирующее или рецидивирующее течение
Постоянно
7.2
двусторонняя афакия или артифакия
Постоянно
7.3
односторонняя афакия или артифакия
До 1 года после хирургического вмешательства
7.4
глаукома
Постоянно
7.5
осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени (при хронической периферической дистрофии сетчатки с наличием предразрыва и разрыва)
Постоянно
7.6
состояние после хирургического вмешательства на сетчатке
Постоянно
7.7
состояние после лазерной коагуляции сетчатки
Индивидуально до 3 месяцев после медицинского вмешательства
7.8
проникающие ранения и контузии органа зрения средней и тяжелой степени тяжести
Не менее 6 месяцев после травмы, далее индивидуально в зависимости от исхода
8
Двусторонняя тугоухость III, IV степени
Постоянно от письменных экзаменов с восприятием текста на слух
9
Заболевания системы кровообращения:
 
9.1
острая ревматическая лихорадка
До 1 года после последней атаки
9.2
хронические ревматические заболевания сердца с явлениями сердечной недостаточности
Постоянно
9.3
артериальная гипертензия II, III степени (диагноз должен быть подтвержден медицинским обследованием в стационарных условиях)
Постоянно
9.4
неревматические поражения клапанного аппарата сердца и мышцы сердца с явлениями сердечной недостаточности
Постоянно
9.5
кардиомиопатии (дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная)
Постоянно
9.6
врожденные аномалии системы кровообращения с явлениями сердечной недостаточности
Постоянно
9.7
состояния после хирургических вмешательств на сердце с явлениями сердечной недостаточности
Постоянно
9.8
сердечная недостаточность
Постоянно
9.9
нарушения сердечного ритма (получающие противоаритмические лекарственные средства, получившие лечение методом радиочастотной абляции и (или) с имплантированным кардиостимулятором)
Постоянно
10
Заболевания органов дыхания:
 
10.1
хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с частыми обострениями (3 и более раза в год), и (или) явлениями дыхательной недостаточности, и (или) легочной гипертензией
Постоянно
10.2
хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с редкими обострениями (до 2 раз в год)
До окончания обострения
10.3
бронхиальная астма (тяжелое течение)
Постоянно
10.4
муковисцидоз средней и тяжелой степени тяжести
Постоянно
10.5
операции по поводу гипоплазии легких и бронхоэктатической болезни
До 6 месяцев после операции
10.6
пневмония, подтвержденная рентгенологическим исследованием
До выздоровления
10.7
саркоидоз
Постоянно
11
Заболевания органов пищеварения:
 
11.1
язва желудка и (или) двенадцатиперстной кишки
До окончания обострения
11.2
неспецифический язвенный колит
Постоянно
11.3
болезнь Крона
Постоянно
11.4
хронический гепатит с высокой или умеренной степенью активности и (или) фиброзом
Постоянно
11.5
фиброз печени и (или) цирроз печени
Постоянно
11.6
печеночная недостаточность
Постоянно
11.7
хронический панкреатит
До окончания обострения
12
Распространенные и часто рецидивирующие (2 и более раза в год) псориаз, эпидермолиз
Постоянно
13
Заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани:
 
13.1
ревматоидный артрит, юношеский (ювенильный) артрит и другие воспалительные артропатии с нарушением функции сустава и частыми обострениями
Постоянно
13.2
системные поражения соединительной ткани
Постоянно
13.3
деформации позвоночника и (или) грудной клетки III, IV степени со значительными нарушениями функции органов грудной клетки
Постоянно
14
Заболевания мочеполовой системы:
 
14.1
гломерулярные хронические заболевания почек (быстропрогрессирующий нефритический синдром, хронический нефритический синдром, нефротический синдром, наследственная нефропатия)
Постоянно
14.2
хронический тубулоинтерстициальный нефрит
До 3 месяцев после последнего обострения
14.3
почечная недостаточность
Постоянно
14.4
острый нефритический синдром
До 6 месяцев после выписки из организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (далее – стационар)
14.5
острый тубулоинтерстициальный нефрит
До 1 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода
15
Беременность, роды
Нормально протекающая беременность с 22 недель, патологически протекающая в течение всей беременности
16
Послеродовой период
До 70 дней, при грудном вскармливании до 6 месяцев
17
Операция по поводу аппендицита
2 недели после выписки из стационара
18
Операция по поводу грыжи
2 недели после выписки из стационара
19
Операция по поводу непроходимости кишечника
1 месяц после выписки из стационара
20
Переломы костей верхних конечностей
В период иммобилизации от всех экзаменов, до 1 месяца со дня снятия иммобилизации от выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме, при переломах костей ведущей руки
21
Переломы костей нижних конечностей
До 3 недель со дня снятия иммобилизации
22
Переломы черепа, позвоночника
3 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода
23
Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга:
 
23.1
без последствий или с минимальными неврологическими нарушениями
До 2 месяцев после получения травмы
23.2
со стойкими умеренно выраженными и выраженными неврологическими нарушениями
Постоянно
24
Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин с выраженными и резко выраженными нарушениями функций органов и систем
Постоянно
25
Состояние, связанное с наличием искусственного отверстия (трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома и другое)
Постоянно
26
Тяжелые нарушения речи (моторная и сенсорная алалия, афазия, выраженная дизартрия)
Постоянно от выпускных экзаменов, проводимых в устной форме
27
Высокая степень заикания
Постоянно от выпускных экзаменов, проводимых в устной форме
28
Заболевания, не вошедшие в настоящий перечень и приведшие к умеренным, выраженным и резко выраженным ограничениям жизнедеятельности (функциональные классы 2–4)
Индивидуально по заключению ВКК
 
свернуть