Светы психолога

«Предэкзаменационный стресс как фактор суицидального поведения ребёнка» план консультации для родителей, учителей-предметников

«Предэкзаменационный стресс как фактор суицидального поведения ребёнка»

план консультации для родителей, учителей-предметников 

Слово «экзамен» у большинства людей  вызывает неприятные чувства. Между тем любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачётов. Словом, экзамен – неотъемлемая часть жизни, и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свети к минимуму вредные последствия и, может быть, получить удовольствие.

  1. Обращайте внимание на высказывания детей. Вас должны насторожить высказывания типа «Всё, больше не могу, надоело», «У меня ничего не получиться, я – неудачник», «Лучше повеситься (удавиться, умереть, утопиться и т.п.), чем сдавать этот экзамен» и т.п. Это свидетельствует о переутомлении, потере веры в свои силы, зацикленности на одной проблеме и сужении поля видения.
  2. Сами не употребляйте угроз, как прямых, так и косвенных. («Плохо сдашь, я тебя…», «Не сдашь экзамен, домой не приходи» и т.п.). Этим вы можете спровоцировать подростка на агрессивные действия по отношению к себе.
  3. Родители! Не встречайте ребёнка вопросом «На что сдал экзамен?», этим вы как бы демонстрируете свою заитересованность положительной отметкой, а не переживаниями ребёнка. Гораздо уместнее спросить «Как всё прошло?», «Какое у тебя настроение?», даже банальное «Сильно устал (а)?» Этим Вы показываете, что ребёнок Вам дороже, чем балл, полученный на экзамене, а ребёнок имеет возможность высказать свои чувства и переживания.
  4. Не пренебрегайте чувствами детей.
  5. В период сдачи экзаменов подростки особенно чувствительны к критике, замечаниям. Слёзы может вызвать люба, даже не значительная, на Ваш взгляд, причина.
  6. Учителя! После экзамена выскажите свою уверенность, что все ребята справились хорошо. Напомните им, какие они замечательные, умные, способные и т.д. Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Взрослые! Выпускникам сейчас нужны от Вас поддержка и понимание, а не критика и недовольство. Положительные эмоции помогут им справиться со всеми трудностями, укрепят веру в себя и свои возможности. Вспомните себя учениками, чего Вы ждали от педагогов и родителей, теперешние выпускники, поверьте, ждут того же. Исполните желания детей.

 Тематическая консультация для педагогов, членов экзаменационной комиссии  «Зависимость состояния учащихся от поведения экзаменатора»

 

Что должен знать учитель.

Причины плохого усвоения знаний, неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся (свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности).

Подросток со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными сторонами подростков со слабой нервной системой являются:

  • склонность к планированию и любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;
  • успешность в составлении различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;
  • склонность к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;
  • предпочтение внешних опор и различных схем, поэтому они не только умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении.

Учебная деятельность включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждение и торможение).

  • Не пренебрегайте чувствами детей.
  • В период сдачи экзаменов подростки особенно чувствительны к критике, замечаниям. Слёзы может вызвать любая, даже не значительная, на Ваш взгляд, причина.
  • Коллеги! После экзамена выскажите свою уверенность, что все ребята справились хорошо. Напомните им, какие они замечательные, умные, способные и т.д. Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Взрослые! Выпускникам сейчас нужны от Вас поддержка и понимание, а не критика и недовольство. Положительные эмоции помогут им справиться со всеми трудностями, укрепят веру в себя и свои возможности. Вспомните себя учениками, чего Вы ждали от педагогов и родителей, теперешние выпускники, поверьте, ждут того же.

 Исполните желания детей.

 

свернуть

Тематическая консультация для классных руководителей 9-х, 11 "А" класса «Сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи государственных экзаменов»

Тематическая консультация для классных руководителей 9-х, 11А класса «Сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи государственных экзаменов»

                                                                                                 Материал подготовила

Ромель И.И., педагог-психолог

  1. Работа с родителями
  • Обратить внимание родителей на необходимость контроля процесса подготовки (не допускать учёбы по ночам, следить за чередование работы и отдыха и т.п.)
  • Домашние обязанности ребёнка (на период экзаменов, возможно, некоторые целесообразно отменить; оставить лёгкие: помыть посуду, убрать дома и др.)
  • Обращать внимание на высказывания детей, на их настроение, чаще употреблять высказывания с позитивным настроем («У тебя всё получиться», «Ты у меня умница», «Я тебя люблю» и др.)
  1. Работа с учащимися
  • Обсуждение с учениками возможных стереотипов по поводу экзаменов (не высказывать своё мнение, потому что могут занизить отметку; учитель не замечает шпаргалок, если сесть на первую парту; «Вот в прошлом году Витька не готовился и сдал, и у меня будет так же» и др.)
  • Подготовка к экзаменам и как её организовать (освещение вопросов режима труда и отдыха, организации повторения и изучения нового…). Можно поделиться собственным опытом сдачи экзаменов, но не запугивать, поскольку у выпускников и так повышена тревожность.
  • Обращать внимание выпускников на их сильные стороны, не давать зацикливаться на негативных факторах. Обращаться к прошлому опыту успешного разрешения проблемных ситуаций.
  1. Работа с педагогами-предметниками
  • Организовать встречи с учителями-предметниками, которые принимают экзамены, в ходе которых ученики могут задать интересующие их вопросы по проведению экзаменов.
  • Обратить внимание учителей-предметников, преподающих в выпускном классе, на недопустимость запугивании: «встретимся на экзамене…», «у тебя ещё впереди экзамены, посмотрим какой смелый будешь тогда» и т.п.

 

свернуть

План психологического сопровождения подготовки к экзаменам в 2019 / 2020 учебном  году  

 

План психологического сопровождения

подготовки к экзаменам в 2019 / 2020 учебном  году

 

№ п/п

 

Тематика

Категория участников

Сроки выполнения

1.      

Оформление информационных стендов «ЭКЗАМЕНЫ…ЭКЗАМЕНЫ? ЭКЗАМЕНЫ!» для выпускников, педагогов, законных представителей с поэтапной сменой информации. Обновление информации на сайте школы

 

Участники обра-зовательного процесса

Постоянно

2.      

Тематическая консультация «Сопро-вождение учащихся в период подготовки и сдачи государственных экзаменов»

Классные руководители  9А,9Б,11А

Апрель

3.      

Диагностика эмоционального состояния учащихся  в период подготовки к экзаменам («Шкала социально-ситуативной тревоги» Кондаша.)

 

Учащиеся 9А,9Б,11А

Март -апрель

4.      

Консультации с классными руководителями по результатам диагностики эмоционального состояния учащихся

 

Классные руководители  9А,9Б,11А

Апрель

5.      

Тематическая консультация «У ребенка экзамен, ЦТ…» 

Законные представители

22.04.2020

(в рамках проведения родительского дня)

 

6.      

Консультации по результатам диагностик,

 по запросам

Законные представители

07.03., 14.03., 21.03., 23.03., 04.04., 11.04., 18.04., 16.05., 23.05., 30.05. 2020г.

7.      

Консультация для учителей-предметников, принимающих экзамены «Зависимость состояния учащихся от поведения экзаменатора»

 

Учителя -предметники

Май

8.      

Занятия по профилактике стрессовых состояний у учащихся в период подготовки к выпускным экзаменам по завершению обучения  и воспитания на II  и III ступенях общего  и среднего образования

 

Учащиеся 9А,9Б,11А

Март -апрель

9.      

 Психологическое  сопровождение учащихся в период сдачи экзаменов

 

Учащиеся 9А,9Б,11А

Май -июнь

 

 

Педагог – психолог                                          Ромель И.И.

 

свернуть