Безопасный интернет

Чем опасен интернет для детей?

 Прежде чем начинать о плюсах интернета, сначала поговорим об опасности. Это важно. Кроме того, хочу отметить, что интернет к сегодняшнему дню стал некой параллельной реальность. Реальность в том, по крайней мере, что он реален.

   Так что все виды мошенничества, которые существуют в реальном мире, все это есть и в интернете. Только там никто практически не контролирует все это движение. Вот что обидно на самом деле. Но выход есть и о нем поговорим позже. К стати об опасности интернета мы уе писали в статье: Чем опасен интернет? Влияние интернета на человека.   Но сегодня сделаем большой упор на детей.

   Все чаще об опасности говорят учителя, психологи, педагоги да и сами родители. Интернет может негативно влиять на ребенка, его психическое состояние, даже влиять на физическое отставание в развитии. Это и не удивительно. Иногда дети, уже школьники, так увлекаются общением в интернете, онлайн-играми, что просто отстраняются от реального мира и начинают отставать от развития как общего, так и всестороннего.

   По данным «Лаборатории Касперского», контент «для взрослых» по всему миру занимает 1,5% в общем объеме интернет-активностей несовершеннолетних пользователей Сети. В России этот показатель даже меньше процента. Оружие, насилие и азартные игры интересуют юных пользователей еще меньше, чем порно. Алкоголем и наркотиками интересуются 9%, 11% ищут компьютерные игры. Чаще всего дети активно используют интернет для общения — на соцсети и мессенджеры приходится 67% активностей.

   И дети берут пример со старших. А так как официально социальными сетями можно пользоваться только с 14 лет — но все ребята, конечно, хотят раньше, — они сознательно приписывают себе лишние годы при регистрации аккаунта. В итоге на социальные сети, мессенджеры и чаты приходится 74 процента интернет-активностей  детей. А 63% подростков — 14-16 лет — и вовсе признаются, что не представляют своей жизни без общения в соцсетях.

Чтобы создать безопасность интернета для детей, нужно знать чем он опасен.

  1.    Нежелательный контент. И это на мой взгляд проблема номер один. Конечно не всегда этот самый контент может поломать психологическое состояние ребенка, но порой даже взрослому такой контент нельзя показывать. Опасным может являться порнография, информация о том как курить, употреблять наркотики, сделать взрывчатку и так далее. Проблема в том, что в нашем интернете никто этот контент не контролирует.
  2.    Опасные знакомства. Тут родителям нужно быть внимательным. Часто люди знакомятся, дети знакомятся друг с другом, не знаю кто перед ними в реальности. Дак вот есть плохие люди, которые в социальных сетях, сообществах, форумах и так далее, размещают различного рода информацию. Они разговаривают с детьми, приглашают их в различные секты или радикальные группировки, да и много еще что опасного могут сделать с молодой, несформированной детской психикой.
  3.     Реальные встречи. Родителям необходимо быть бдительными и как можно больше знать о том, куда его ребенок уходит, с кем встречается. Знакомства в интернете очень опасны, особенно, если потом вытекают в реальные встречи. Даже если знакомство происходит на престижном форуме или социальной сети с модераторами. Ведь реальный возраст невозможно узнать. А при встрече может оказаться, что общались дети со взрослыми, и ни дай бог с сексуальными отклонениями или психическими.
  4.    Азартные игры. И тут дело обстоит не только с тем, что ребенок начинает играть и проигрывает реальные деньги. Но и то, что психика ребенка еще не сформирована, а азартные игры вызываю зависимость, большую чем у взрослого человека. Вот тогда психика ломается и восстановит ее очень трудно.
  5.   Опасные вирусы и вредоносное ПО. Посещение не знакомых сайтов может привести к тому, что на компьютер или устройство может попасть опасный вирус или программа. Это может привести к поломке устройства или ПК, а возможно хакеры смогут украсть деньги с личных счетов.

     

    Правила безопасного интернета для детей.
    Правила безопасного интернета для детей.

       Как сделать надежную безопасность интернета для детей? Для этого придется немного потрудится. И действовать  нужно в разных направлениях, как психологических, так и нравственных, и применение современных программ. Самое главное, не откладывать, а работать в направлении безопасности наших собственных детей.

       Конечно самым идеальным будет то, что обучение ребенка и самих родителей, производить с самого раннего возраста ребенка. Как только он начинает познавать мир интернета и связанных с ним вещей. Сами родители так же должны учиться. Ну теперь приступим к сути.

       Прежде чем допустить свое чадо к компьютеру или устройству, там где сть выход в интернет, необходимо принять меры по безопасности. Конечно нужно и ребенка подготовить, объяснить ему что такое интернет, чем он опасен, что можно делать, что нельзя. Почему бывают плохие интернет сайты и так далее. Ребенок должен понимать, что это не просто компьютерная игра, это настоящий мир.

     

     

    •    Ребенок должен осознавать, регистрируясь на каких-либо сайтах, будь то  форум или социальная сеть, нельзя вводить свои личные данные. Например адрес, распорядок дня, телефон, номера карт и так далее. Нужно понимать, что вся информация в сети интернет доступна любому человеку, часто мошенники этим пользуются.
    •    Нельзя разрешать детям встречаться с друзьями из интернета. Это опасно. Нужно объяснить ребенку что нельзя их приглашать к себе домой или к ним в гости ходить. Для лучшего понимания, расскажите ребенку истории о том, как при таких встречах похищали детей или обкрадывали квартиры. Можно найти реальные примеры.
    •    Почаще просматривайте компьютер ребенка. Необходимо знать пароли к его почте или другим сайтам. На почте просматривайте письма и удаляйте спам и другие подозрительные письма. Саму почту сейчас можно настроить под различные фильтры от спама и опасных писем.
    •    Родители должны запрещать ребенку и объяснить почему вы это делаете, открывать подозрительные письма или спам, а тем более проходить по ссылкам в таких письмах. Так же запрещайте загружать или запускать подозрительные видео-файлы, ссылки, сайты, программы и так далее.
    •    Необходимо понять интересы своего ребенка. Проводите время в интернете вместе вместе с ребенком, наблюдайте какие сайты он открывает, что смотрит или играет. Далее можете настроить определенные фильтры в программах или браузерах, основываясь на его интересах.
    •    В нежном возрасте дети еще не умеют реагировать на агрессию. Поэтому необходимо объяснить ребенку, что не нужно отвечать на оскорбления в сети. Те сайты, на которых ребенку не комфортно, лучше вообще запретить.

    Советы родителям для безопасного интернета.

    Безопасность в сети интернет для детей, школьников.
    родители первое время должны вместе с ребенком изучать интернет

       Безопасность интернета для детей достаточно серьезная тема. Родителям следует знать интересы ребенка, какие страницы посещает, чем занимается. Без особого фанатизма разумеется, только в рамках его же безопасности.

       Но не все дети подросткового возраста открыты для родителей и часто врут им. К сожалению я и сам таков был. Детская психика очень подвержена плохому негативному влиянию, а Интернет этому способствует достаточно сильно.

       У детей школьного возраста не редко развивается игромания. В виду того, что они очень много времени проводят в игре, они начинают терять связь с реальным миром, а вот когда таки дети вырастают, то жить им становится очень трудно. Даже развивается реальная болезнь — игромания.

       Так же если у ребенка не налаживаются отношения со сверстниками, то он ищет понимания на страницах интернета. Это опасно. Порой дети таким образом попадают в плохие компании, а тои в сеты и другие опасные сообщества.

       Чтобы создать безопасность интернета для детей, установите одну из многочисленных программ родительского контроля. Это не тотальный контроль, без фанатизма. Но зато есть возможность более лучше понять своего ребенка, его интересы, нужды и так далее. Можно отслеживать практически все что он делает и тогда вовремя можно ребенка увести от беды.

       Программ таких очень много, как платные, так и бесплатные. Лично я рекомендую устанавливать платные версии. Их можно подобрать по достаточно адекватной цене. Зато за деньги вы получаете не просто программу, а постоянную техническую поддержку и постоянно обновление программы. Это важно. Кроме того, большинство платных программ дают бесплатный период для тестирования, чтобы подобрать нужную Вам программу.

    Правила безопасного интернета для для ребенка.

    Безопасность в сети интернет для детей, школьников.
    безопасный интернет

       Кроме всего что написано выше, чтобы создать безопасность интернета для детей, были написаны специальные правила пользования интернетом для детей. Их можно отдельно распечатать и положить ребенку на стол. Прочитать он их должен обязательно.

    Правило 1

       Ни за что не раскрывай свои личные данные. Бывает так, что сайт требует ввода твоего имени. В этом случае просто необходимо придумать себе псевдоним (другое имя). Никогда не заполняй строчки, где требуется ввести свою личную информацию: адрес, фамилию, дату рождения, телефон, фамилии и имена друзей, их координаты ведь просмотреть их может каждый. А этого вполне достаточно для того, чтобы узнать о твоей семье и уровне вашего благосостояния. Этим могут воспользоваться воры и мошенники не только в виртуальной, но и реальной жизни.

    Правило 2

       Если ты вдруг хочешь встретиться с «интернет-другом» в реальной жизни – обязательно сообщи об этом родителям. Не всегда бывает так, что «друзья» в интернете, нам знакомы в реальной жизни. И если вдруг твой новый знакомый предлагает тебе встретиться, посоветуйся с родителями. В интернете человек может быть совсем не тем, за кого себя выдаёт, и в итоге якобы двенадцатилетняя девочка оказывается сорокалетним дядечкой, который может тебя обидеть.

    Правило 3

       Старайся посещать только те страницы интернета, которые тебе советуют родители. Они – люди взрослые и лучше знают, что такое хорошо и что такое плохо. А, кроме того, они нас очень любят и никогда плохого не посоветуют. Нам часто хочется взрослости и самостоятельности. Не упрямься!

    Правило 4

       В сети ты можешь оказаться на вредных страницах с совсем не детским содержанием. Расскажи об этом родителям, если тебя что-то встревожило или смутило. Практически любой «клик» по интересной, нужной или полезной ссылке может привести к переходу на сайт, предлагающий бесплатно скачивать и просматривать «взрослые страницы».

    Правило 5

       Никогда без ведома взрослых не отправляй СМС, чтобы получить информацию из интернета. Иногда всплывает окошко – очень яркое, даже мигающее, примерно с такими словами: «Только сегодня – уникальный шанс – участвуй и выигрывай!» Заманчиво, правда? Ты щёлкаешь на него и тут сообщение: «Для того, чтобы принять участие в розыгрыше тебе необходимо прислать СМС!» Остановись! Ни в коем случае не делай этого без ведома взрослых, ведь это могут быть мошенники. И одна, казалось бы, безобидная СМС-ка может стоить тебе больших денег.

       Не забывай, что интернет – это не главное увлечение в жизни. Кроме него у тебя должны быть любимые книги, занятия спортом и прогулки с друзьями на свежем воздухе!

    Немного о социальных сетях.

    Безопасность в сети интернет для детей, школьников.
    социальные сети и дети

       Напоминаю, что безопасность интернета для детей важная тема. Выше мы уже определили, что большинство подростков сидят в социальных сетях. А чем это опасно?

       В целом — не более, чем весь окружающий нас мир. Часто родители вообще считают, что соцсети не таят в себе никакой опасности: ребенок сидит дома с планшетом или за компьютером, а не гуляет неизвестно где и с кем. Это не совсем так. Хотя дети могут и не искать опасностей специально, они натыкаются на нежелательный контент случайно.

       Ссылки на азартные игры, сервисы, требующие оплату, попадаются детям в ходе обычного интернет-серфинга. Всякого рода анонимусы в соцсетях могут предлагать якобы «легальные» легкие наркотики (с подробной инструкцией, где и как их купить), выманивать личные данные, вступать с детьми в интимную переписку, травить или даже вербовать и заманивать в экстремистские группировки. Также соцсети — благодатная почва для овершеринга, кибербуллинга, секстинга и груминга. 

       Чтобы обеспечить безопасность интернета для детей, нужно знать что это ха понятия такие. По порядку: овершеринг — это размещение избыточной личной информации в общем доступе (в соцсетях или других сервисах).

       Тут придется запомнить самому и объяснить детям, что в Сети действуют те же правила безопасности, что и в реальном мире: не размещайте адрес и номер телефона в открытом доступе, не показывайте фотографий с дорогими вещами или подарками, не указывайте геолокацию, не публикуйте компрометирующих снимков (своих, друзей, родственников) и не высказывайтесь в блогах или комментариях резко на деликатные темы (сексуальная ориентация или религия).

       Кибербуллинг — та же травля, которая существует и в реальном мире. Ребенок может быть не только жертвой, но и активным участником кибербуллингадаже если в обычной жизни он не конфликтен. Интернет становится для многих своеобразным «Бойцовским клубом», но кибербуллинг может быть столь же опасным и болезненным, как и реальная травля: 13% онлайн-конфликтов перерастают в самые настоящие столкновения в реальной жизни, а около 7% подвергшихся травле детей получают такие психологические травмы, что не могут оправиться по полгода.

       Груминг в интернете — это ситуация, в которой опасный незнакомец втирается в доверие к ребенку, устанавливает с ним тесный эмоциональный контакт для дальнейшей сексуальной эксплуатации.

       Секстинг — явление, тесно связанное с грумингом, — представляет собой обмен откровенными сообщениями и интимными снимками, иными словами, это сексуальная эксплуатация непосредственно в онлайн-пространстве.

     

    Что тогда делать?

       Самая большая опасность в том, что 90% школьников отвечают на запросы о дружбе в соцсетях от людей, которых они лично не знают, а педофилы и прочие сомнительные личности представляются детям сверстниками.

       Чтобы обеспечить безопасность интернета для детей. Необходимо донести до ребенка мысль о том, что подобную переписку нельзя вести даже с самыми близкими друзьями и возлюбленными: никто не может дать гарантий, что аккаунты не будут взломаны, а интимные фотографии и переписка не окажутся в чужих руках. Обязательно обсудите это с ребенком и объясните, что незнакомцы в Сети точно такие же, как и на улице, — вообще не нужно вступать в контакт с тем, кого ты лично не знаешь.

    А как максимально обезопасить ребенка в интернете?

    Безопасность в сети интернет для детей, школьников.
    Фото из конкурса, в точку

       Обеспечить безопасность интернета для детей не так просто, но вполне реально. Кроме программы контроля за ребенком можно установить и другие программы. Но для начала можно начать с образовательного портала «Защита детей»и с защитного программного обеспечения, установив его на устройства, которыми пользуется ребенок. Только не забудьте откровенно объяснить, зачем такое ПО нужно: это не оборудование для слежки, а защита, как ремень безопасности в машине, — ее необходимость не обсуждается.

       Еще важно, когда на компьютере стоит хорошая антивирусная программа. Можно прочитать в статье: Какой антивирус выбрать для windows 7? Какой антивирус лучше для виндовс?

       Так же есть настройки в браузерах, где есть ограничения в поиске, защита от нежелательного контента или рекламы и так далее. Нужно копаться в настройках. Но есть неплохой браузер, который не просто защищает от вредоносного контента, но и рекламы и различных банеров. Это браузер Яндекс.

       Кроме этого появились специальные браузеры для детей. Они уже специально настроены. Например «Гогуль». Если интересно, то можно сделать отдельный обзор по таким браузер, пишите в комментариях, кому интересно.

        Кроме всего прочего, в социальных сетях есть служба поддержки, обратившись в нее, можно отслеживать аккаунты подростков, младше 13 лет.

       В магазинах приложений иногда устанавливается защита от покупки программ детьми (бывает, что требуется ввести определенную последовательность цифр или ID, привязанный к банковской карте родителя).

       Есть специально защитное ПО для детей. Устанавливая его, ребенок хоть специально, хоть случайно, никак не попадет на опасные сайты или социальные сети.

       Современное ПО в состоянии отследить, сколько времени ребенок проводит в Сети, регулирует использование и установку программ на стационарном компьютере и мобильных устройствах, пока вас нет рядом, формирует отчеты о том, чем ребенок занимается в Сети, собирает статистику запросов, отправленных СМС и входящих звонков.

       Кроме того, есть функция геолокации, позволяющая отслеживать, где ребенок находится в данный момент, устанавливать границы, которые он не может покинуть, и сообщать, если это все-таки произошло.

     Чем же может быть полезным интернет ребенку?

    Безопасность в сети интернет для детей, школьников.
    польза интернета для детей

     Нельзя ребенку запрещать пользоваться интернетом вовсе!

       В XXI веке это просто невозможно. Разумнее объяснить ребенку правила безопасности в онлайн-пространстве, предварительно изучив и усвоив их самостоятельно — ребенок не будет слушать родителей, которые не в состоянии отличить Instagram от Telegram и отмахиваются в духе «Ой, я в этом ничего не понимаю».

      Важно понимать, что умение пользоваться интернетом и его благами — полезно для ребенка. Поэтому необходимо создать безопасность интернета для детей.

       К примеру, на YouTube есть образовательный канал «Наука детям», в Instagram регулярно обновляется аккаунт Kids_science_lab, где публикуются интересные факты о науке, а также видео простых опытов с подробным описанием на русском языке, в Telegram десятки каналов для детей — от орфографических ботов до словарей и игры в «Что? Где? Когда?». Все это, конечно, не снимает со взрослых ответственности за обучение пользованию интернетом — так же, как за обучение плаванию или катанию на велосипеде.

       В младшем возрасте общение с гаджетами помогает развивать моторику и отслеживать связь между действиями и последствиями (нажимаешь на кнопку и получаешь результат), а в более старшем возрасте интернет может стать подспорьем в учебе, а также сыграть важную роль в умении отбирать и систематизировать информацию.

       Кроме того, как оказалось, полезными могут быть даже онлайн-игры. Австралийские ученые выяснили, что дети, которые проводят свободное время за играми, показывают хорошие результаты в математике, чтении и естественных науках, поскольку игра заставляет их много думать и быстро соображать. Все, что есть в Сети, можно использовать для и вместе с детьми на благо образования.

       Родители могут разговаривать с детьми, обсуждать последние тренды, вникать в интересы ребенка (в том числе и в онлайн-игры), изучать матчасть и термины, которыми пользуется ребенок в онлайн- и офлайн-пространстве, учиться находить правильные связи между собой, ребенком и интернетом. Но вложить в голову ребенка здравый смысл могут только родители, а не какие-то программы.

     

     

О дополнительных мерах, направленных на профилактику имущественных преступлений, в том числе в сфере высоких технологий

О дополнительных мерах, направленных на профилактику имущественных преступлений, в том числе в сфере высоких технологий

Следует отметить, что рост преступлений по статье 212 (хищение путем использования компьютерной техники) Уголовного кодекса Республики Беларусь произошел ввиду значительного увеличения числа пользователей всевозможных электронных платежных систем и компьютерной сети Интернет. На сегодняшний день данные преступления являются наиболее динамично развивающимися как в столице, так и в республике в целом. При этом, большинство потерпевших беспечно относились к защите и безопасности собственной информации.

В текущем году ГУВД Мингорисполкома уже приняты определенные меры к устранению указанных негативных тенденций.

Приложение

Примерные тезисы для использования при проведении профилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений в учреждениях образования

Государственные органы (милиция, следствия, прокуратура и суд) в своей профессиональной деятельности систематически сталкиваются с вопросами квалификации (правильном определении) неправомерных действий лиц с чужим имуществом. Каждый день в правоохранительные органы поступают сообщения от граждан о хищении у них имущества либо об утрате имущества с просьбой помочь в его розыске.

Как правило, чаще всего теряют или похищают деньги, кошельки, телефоны, планшеты, наушники, рюкзаки, одежду, украшения и тд.

В свою очередь, способствует злоумышленникам в похищении имущества невнимательность людей, рассеянность, спешка, забывчивость и беспечность.

Наиболее возможно столкнуться с хищением имущества в общественных местах: в общественном транспорте, в кафе, в магазине, в парке и т.д. Иногда хищения совершают и в учебных заведениях.

За совершение хищения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность

Статья 10.5 (мелкое хищение) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает ответственность за мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение в виде штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административного ареста (базовая величина - 25 рублей 50 копеек).

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин (ст. 10.6 КоАГ!).

Уголовная ответственность

Статья 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь - тайное похищение имущества (кража) наказывается общественными работами, или штрафом (до 1 ООО базовых величин), или исправительными работами на срок до двух лег, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

А при повторном совершении данного преступления, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы тот же срок.

При этом открытое похищение имущества (когда лицо, у которого похищают или другие граждане заметили, что происходит, и попытались остановить совершение преступления) является грабежом и называется еще строже.

Справочно: Присвоение в особо крупном размере (в 1 ООО и более раз превышающем размер базовой величины) найденного заведомо чужого имущества или клада наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом (ст.215 УК).

Кроме того, у лица похитившего чужое имущество возникает обязанность вернуть данное имущество или возместить ущерб, причиненный противоправными действиями (гражданско-правовая ответственность).

И в данном случае, если это имущества уже фактически отсутствует (деньги потрачены, телефон продан, похищенные продукты съедены и т.д.), то придется возместить их стоимость из собственных средств или средств родителей (для несовершеннолетних), а кроме этого, еще и деньгами возместить причиненный потерпевшему моральный вред.

Но помимо ответственности, установленной законодательством, есть еще и моральная, нравственная ответственность, ведь человек с хорошим воспитанием, высокими нравственными ценностями не позволит себе совершить преступление или правонарушение, тем более незаконно завладеть чужой собственностью.

Кроме всего отмеченного, достаточно часто в жизни возникают ситуации, когда ты находишь какую-то вещь. Какие твои действия? Возникает ли у тебя вопрос, что это за вещь и кому она принадлежит. Это может быть выброшенная, потерянная или забытая (временно оставленная без присмотра) вещь.

Выброшенная вещь - эта та вещь, от которой собственник самостоятельно избавился, которая ему уже не нужна и он ей уже распорядился (примеры - вещи, оставленные возле контейнера для мусора).

Потерянная вещь - собственник вещи не хотел избавляться от данной вещи, однако в силу определенных обстоятельств вещь выбыла из его владения, и он не знает где точно эта вещь находится (например, человек точно знает, что клал деньги в карман куртки, но потом несколько раз лазил в карман то за перчатками, то за телефоном, то за ключами, и точно не знает в какой момент деньги выпали).

Забытая вещь тоже перестала находиться в собственности у человека, но он точно знает, где мог бы ее оставить (оставленный кошелек на кассе или в банке, куртка в фае поликлиники, телефон на столе в кафе, сумочка на спинке стула, пакет в общественном транспорте и тд.).

И здесь наступает очень важный момент! Закон обязывает человека, нашедшего потерянную или забытую вешь сделать следующие действия:

  • немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее вещь, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу;
  • сдать вещь лицу, представляющему владельца помещения или средства транспорта, где данная вещь найдена;
  • заявить о находке в орган внутренних дел или орган местного управления и самоуправления.

Отдельного внимание заслуживают «находки» (забытые вещи), когда предполагаемый владелец вещи находится недалеко и его возможно установить. Если человеком, «нашедшим» вещь не приняты указанные выше меры, а наоборот все его действия говорят о том, что он не хотел искать собственника, привлекать внимание, а хотел получить эту вещь себе, то правоохранительные органы в данном случае говорят о краже.

И вот несколько таких примеров.

Мужчина подошел к окошку в банке и обнаружил рядом с ним оставленный телефон с полной зарядкой. Естественно, что этот телефон принадлежит одному из клиентов банка. Вместо того, чтобы отдать телефон кассиру или кому-то из администрации, он аккуратно прикрыл его своей шапкой и после завершения операции незаметно для окружающих забрал вместе с шапкой. После завладения телефоном его выключил и продал. В данном случае мужчина совершил хищение.

Аналогичным образом поступила одна гражданка, которая подошла к кассе после молодой пары и обнаружила оставленный там ими кошелек. Она огляделась по сторонам и убедилась, что молодые люди отошли, аккуратно поставила на телефон пакет, упаковала туда свои продукты, протащила пакет в другой конец зоны для упаковки, аккуратно и незаметно забрала кошелек, чем также совершила хищение.

Таким же образом оцениваются действия в отношении, например, оставленного возле (или на) скамейки пакета с вещами, рюкзака, когда человек, забравший их, видел как собственник ушел и забыл свои вещи, мог бы окликнуть его, привлечь внимание и вернуть забытую вещь, однако сделал все возможное чтобы ее припрятать и присвоить.

Достаточно часто случаются ситуации, когда люди находят мобильные телефоны. Как вы думаете, что следует сделать, если вы нашли телефон, например, на детской площадке?

Во-первых, осознать, что это большая ответственность и если вы не уверены в себе, то следует оставить телефон там, где его нашли.

Во-вторых, если телефон не заблокирован, не разряжен, то в списке контактов найти последние или наиболее частые, контакты близких родственников (мама, папа, муж, супруга и т.д.) и набрать их, указав, что телефон был утерян или забыт, как и где можно забрать телефон, этом очень важно поставить в известность родителей, и ни в коем случа самостоятельно, одному на такие встречи не идти. Обращаю внимание, что телефон возвращается собственнику безвозмездно. Требования об уплате вознаграждения незаконны. Передавать вещь лучше в оживленном месте и под наблюдением камер (например, торговые центры и т.д.). При этом изучать личные данные (переписка, фотографии и т.д.) не следует, тем более недопустимо их копирование и пересылка - эти действия наказываются по закону.

В-третьих, если телефон заблокирован, разряжен, либо у вас нет возможности передать телефон собственнику, необходимо отдать его максимально оперативно в правоохранительные органы (отделы милиции), и запомнить когда и кому вы его передали. Если вещь найдена в помещении или общественном транспорте, то ее можно отдать представителям собственника здания (вахта, администратор в школе, банке и т.д.) или водителю транспорта.

В-четвертых, если вами передана вещь в правоохранительные органы, администрации помещения, это не мешает вам сообщить об обнаружении вещи и месте ее нахождения в социальных сетях.

Наказание за совершение кражи достаточно суровое.

К примеру, учащийся лицея несовершеннолетний К., похитивший кошелек, осужден к двум годам лишения свободы и направлен для отбывания наказания в воспитательную колонию. Аналогично учащемуся одной из школ города несовершеннолетнему И., похитившему несколько мобильных телефонов в кафе, судом назначено наказание в виде 1 года и 3 месяцев лишения свободы.

С учетом быстрого развития информационных технологий в Республике Беларусь за очень короткий промежуток времени количество пользователей сети Интернет нашей страны превысило пять миллионов человек.

Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности наших граждан наряду со слабым их пониманием определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.

Уголовным кодексом предусмотрен ряд преступлений, в сфере высоких технологий. Рассмотрим их подробнее.

Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники

Ответственность за деяния, предусмотренные статьей 212, наступаете 14-летнего возраста.

Справочно:

  1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему лоэюной информации - наказывается лишением свободы до трех лет.
  2. То же деяние, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации, - наказывается лишением свободы от двух до пяти лет.
  3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные доло/сности или заниматься определенной деятельностью ши без лишения.
  4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Пример такого преступления:

гражданин А. направлялся из дома в продуктовый магазин. Проходя по улице, он увидел лежащую на земле утерянную платежную банковскую карту. Он решил ее забрать, чтобы впоследствии вернуть владельцу. Когда А. пришел в магазин и выбрал себе продукты питания, то для оплаты решил предъявить найденную платежную банковскую карту, зная, что при расчете бесконтактным способом подтверждения платежа не требуется. После совершения оплаты, А. совершил преступление, предусмотренное ч.2 ст. 212 УК Республики Беларусь.

В последнее время все чаще фиксируются факты хищений с использованием реквизитов карт при осуществлении Интернет- платежей, а также завладение денежными средствами, хранящимися на счетах различных электронных платежных систем и сервисов.

Пример такого преступления:

у С. появилась необходимость в оплате коммунальных услуг посредством интернета с использованием реквизитов его платежной банковской карты. Так как сам он ранее платежей посредством сети Интернет не совершал, то попросил помочь ему в этом своего В. С. написал реквизиты своей платежной карты на лист и передал его В. Тот посредством мобильного телефона С. осуществил все необходимые платежи, после чего С. ушел домой. Вечером этого же дня В. понадобилось перевести на счет в интернет- игре денежные средства, и для этого он решил воспользоваться реквизитами платежной карты С., которые у него остались записанными на листе. В. ввел реквизиты платежной карты в форму для совершения перевода денежных средств и без каких-либо проблем перевел денежные средства в размере 5 рублей. Таким образом В. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 212 УК Республики Беларусь.

Также одной из разновидностей хищений денежных средств с использованием компьютерной техники, который появился относительно недавно и все чаще встречается на территории

Республики Беларусь, это так называемый «вишинг». При совершен такого преступления злоумышленник обманным путем завладевает реквизитами платежных карт граждан и совершает с их помощью хищения денежных средств.

Пример такого преступления:  

    Ивановой Р.А. посредством мобильного телефона позвонил не известный ей молодой человек, который представился сотрудником безопасности банка. Далее он пояснил, что с ее платежной банковской карты осуществляются попытки совершения несанкционированных платежей, которые банк отклоняет. Ей следует сообщить реквизиты ее платежной карты, чтобы сотрудники банка ее заблокировали, и впоследствии получить новую платежную карту. Когда Иванова Р.А. сообщила реквизиты своей платежной карты, ей данный молодой человек пояснил, что сейчас ей на ее мобильный номер телефона придет СМС-сообщение, которое ей отправят сотрудники банка. Код в данном сообщении она должна сообщить для блокировки карты. После передачи кода, который находился в СМС-сообщении, с счета платежной карты Ивановой Р.А. были переведены все ее денежные средства.

Также в последнее время часто фиксируются случаи хищения денежных средств с мобильных устройств граждан, так называемый «V-banking». При совершении данного преступления злоумышленник интересуется у граждан какого оператора у них абонентский номер телефона. В случае, если в мобильном телефоне гражданина находится сим карта оператора связи «А-1», то у него под обманным предлогом просят мобильный телефон, что бы осуществить звонок или написать сообщение по мессенеджеру. Когда мобильный телефон передается злоумышленнику, то он под видом написания сообщения подключает к данному абонентскому номеру телефона «А-1» услугу «V-banking». Данная услуга позволяет совершать платежи посредством абонентского номера телефона и предоставляет кредит в размере 100 рублей НБ Республики Беларусь. Далее злоумышленник переводит кредитные денежные средства, в размере 100 рублей НБ Республики Беларусь на другой абонентский номер телефона.

К примеру, за совершение серии таких преступлений задержан несовершеннолетний Б. В отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и он водворен в следственный изолятор.

Преступления против информационной безопасности

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации (уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста).

Справочно:

  1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, -наказывается штрафом или арестом.
  1. Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, имеющим доступ к компьютерной системе или сети, - наказывается лишением свободы до двух лет.
  2. Несанкционированный доступ к компьютерной информации либо самовольное пользование электронной вычислительной техникой, средствами связи компьютеризованной системы, компьютерной сети, повлекшие по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми, отрицательные изменения в окружающей среде или иные тяжкие последствия, - лишением свободы на срок до семи лет.

Например - Потапова М.А. увидела, как ее знакомая Иванова К.А. записывает пароль доступа и логин от своей учетной записи в социальной сети «Вконтакте» в блокнот. Потаповой М.А. было интересно, с кем переписывается в личных сообщениях Иванова. Она скрытно подсмотрела пароли и логин доступа, и в последствии получила несанкционированный доступ к учетной записи социальной сети «Вконтакте» Ивановой К.А., то есть совершила преступление предусмотренное ч. 2 ст. 349 УК Республики Беларусь.

Выводы и рекомендации

В 2018-2019 годах на территории Республики Беларусь наблюдается отчетливая тенденция роста количества фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет, которые выражаются, с одной стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях, а с другой стороны - в совершении хищений с карт-счетов граждан путем мошенничества либо использования компьютерной техники. И в обоих случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет.

Сначала преступник получает несанкционированный доступ к средству связи с потенциальным потерпевшим, обычно это учетные записи в социальных сетях, электронные почтовые ящики, аккаунты в различных программах, предназначенных для обмена сообщениями. Чаще всего это становится возможным ввиду небрежного отношения владельца сайта к обеспечению сохранности конфиденциальной информации (логинов, паролей) о пользователях либо беспечности надеяться на то, что преступник в данной ситуации оставит на Вашем карт-счете хоть какую-то сумму, к сожалению, не приходится.

Необходимо отметить, что совершение транзакций по банковским платежным карточкам самим владельцем либо нарушение правил пользования карточками, выразившееся в передаче платежных реквизитов третьим лицам, практически не оставляет шансов вернуть денежные средства.

Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети Интернет, которые могут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:

  • для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлено антивирусное программное обеспечение;
  • используйте операционную систему с установленными обновлениями безопасности;
  • при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид: возможно Вы зашли на поддельную его копию;
  • не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;
  • не используйте слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться;
  • по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения либо push-уведомления;
  • остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;
  • при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи (перезвонить);
  • если Вы не используете банковскую платежную карточку для осуществления Интернет-платежей, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты;
  • при осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или Интернет- самих пользователей. При этом такая беспечность со стороны  пользователей может проявляться в:

попадании на удочку лиц, создавших «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт;

  • вводе логинов и паролей от своих учетных записей в соцсети или электронных почтовых ящиков на иных, не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах;
  • использовании идентичных реквизитов для авторизации на различных ресурсах;
  • использовании слишком легких паролей;
  • отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ и др.

Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщения мошеннического характера.

Следует отметить, что фантазия преступников безгранична, вариантов формулировок таких просьб множество, приведем некоторые примеры таких сообщений:

  • «Я нахожусь в другом городе, я потерял свой кошелек и телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на карт-счет (здесь может быть мобильный номер телефона, кошелёк в электронных платежных системах или других) 60 рублей. Все верну когда вернусь.»;
  • «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а мне нужно с интернет-кошелька вывести свои денежные средства. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне.»;

Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении.

В случае, когда потерпевший отзывается на уловку преступника и, будучи обманутым, сам осуществляет перевод средств на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 209 (Мошенничество) Уголовного кодекса Республики Беларусь (в зависимости от суммы похищенного максимальная ответственность может составлять как три, так и десять лет лишения свободы).

Когда имеет место предоставление потерпевшим платежных реквизитов и осуществление транзакций злоумышленником путем их ввода на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место статья 212 (Хищение путем использования компьютерной техники) Уголовного кодекса.

свернуть

О противодействии преступлений в сфере высоких технологий

«Преступления против информационной безопасности»

«ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, аказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев.

2. Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, имеющим доступ к компьютерной системе или сети, аказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Несанкционированный доступ к компьютерной информации либо самовольное пользование электронной вычислительной техникой, средствами связи компьютеризованной системы, компьютерной сети, повлекшие по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми, отрицательные изменения в окружающей среде или иные тяжкие последствия, аказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет. (В редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/974.)

Статья 350. Модификация компьютерной информации

1. Изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации) аказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Модификация компьютерной информации, сопряженная с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекшая по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, аказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 351. Компьютерный саботаж

1. Умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя (компьютерный саботаж) аказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

2. Компьютерный саботаж, сопряженный с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекший тяжкие последствия, аказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией

Несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда, аказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной

системе или сети

Изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети аказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ

1. Разработка компьютерных программ или внесение изменений в существующие программы с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо разработка специальных вирусных программ, либо заведомое их использование, либо распространение носителей с такими программами аказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, аказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети

1. Умышленное нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, аказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное при эксплуатации компьютерной системы или сети, содержащей информацию особой ценности, аказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, аказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

свернуть