Советы психолога родителям

Министерством образования Республики Беларусь определены сроки учебных четвертей и каникул в 2018/2019 учебном году:

  • первая четверть – с 1 сентября по 27 октября 2018 года;
  • вторая – с 8 ноября по 22 декабря 2018 года;
  • третья – с 8 января по 23 марта 2019 года;
  • четвертая – с 1 апреля по 31 мая 2019 года.

На протяжении учебного года установлены каникулы:

  • осенние – 10 дней с 29 октября по 7 ноября 2018 года включительно;
  • зимние – 15 дней с 24 декабря 2018 года по 7 января 2019 года включительно;
  • весенние – 6 дней с 25 марта по 30 марта 2019 года включительно;
  • летние – 92 дня с 1 июня по 31 августа 2019 года, для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 80 дней с 13 июня по 31 августа 2019 года включительно.

Для учащихся I–II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти предусмотрены дополнительные зимние каникулы с 11 по 17 февраля 2019 года продолжительностью 7 дней.

Оказание единовременной материальной помощи многодетным семьям к 2018/2019 учебному году 

Внимание!

Для оформления единовременной материальной помощи многодетным семьям к 2019/2020 учебному году необходимо предоставить в приемную учреждения следующие документы:

  1. Копия удостоверения многодетной семьи.
  2. Справка о месте жительства и составе семьи (только та в которой указаны дети и адрес регистрации в г. Минске)
  3. Ксерокопия паспорта одного из родителей (стр. 31-33, штамп регистрации г. Минск).
  4. Копия договора банковского вклада до востребования только в филиале №511 АСБ «Беларусбанк»или выписку счета вклада до востребования в филиале №511 АСБ «Беларусбанк» 2019 года.
  5. Файл.

Уважаемые родители! 

С условиями поступления в нашу школу и перечнем жилых домов, закрепленных за школой, Вы можете ознакомиться в УСЛОВИЯХ ПРИЕМА В УО, МИКРОРАЙОН ШКОЛЫ и в разделе ПЕРВОКЛАССНИКУ.

Расписание предметных занятий, график  факультативных занятий, объединений по интересам и спортивных секций находится в разделе УЧЕНИКАМ.

Вы можете просмотреть с советами и рекомендациями СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА и ПСИХОЛОГА нашей школы (перейдите по ссылкам). Надеемся их рекомендации и советы будут Вам интересны и полезны.

Также Вы можете ознакомиться с составом и деятельностью ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА (перейдите по ссылке).

График работы администрации, график приема граждан, административные процедуры, образцы заявлений находятся в разделе "ОДНО ОКНО".

Вопросы, жалобы и пожелания отправляйте при помощи ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЩЕНИЯ.

 

Также на страницах сайта размещена основная ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ для учащихся, котороя может быть интересна и для Вас.

 


Письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ об организации приема в первые классы учреждений общего среднего образования

Как говорить с подростком на одном языке?

Как говорить с ребенком-подростком на одном языке? Как не растерять доверие? Это чуть ли не основные вопросы детско-родительских отношений в этом возрасте. Ведь сломать этот мостик очень просто, а вот новый выстроить часто бывает невозможно.

Знаете, в чем главная сложность для родителей?

Говорить на одном языке – это значит говорить на языке ребенка, а не наоборот.

Учитывая тот максимализм, который бьет подросткам в голову, они подстраиваться под вас точно не будут. Зато все ваши старания станут отличным вложением в совместное будущее.

Итак, что делать?

1. Следите за ребенком. Не в смысле слежки, а в смысле понимания, чем он живет! Что ему нравится? Какую музыку он слушает? Какие книги он читает? Как зовут его друзей? Какие статусы стоят в его соцсетях?

2. Узнали все? Здорово! Приступайте к внимательному изучению. Вы должны иметь возможность сказать: «Ой, твоя любимая песня!»

3. Мама должна хорошо выглядеть. В этом смысле именно мама является для ребенка значимым человеком. Мамой принято хвастаться перед друзьями, именно мам они и сравнивают. А уж если у вас дочь – тем более. Здорово иметь общую косметику, обсуждать модные тенденции и говорить о мировых премьерах.

4. Не отмахивайтесь от ребенка. Всегда найдите время спросить, как дела, настроение и что произошло в школе.

5. Помните, чем больше вы с ним спорите, тем больше он упирается и отказывается идти с вами на контакт. Сила воздействия равна силе противодействия.

6. Никогда не унижайте ребенка при его друзьях, одноклассниках или сверстниках. Это табу! Делайте это, если хотите убить его доверие навечно.

7. Их «ершистость» – это сигнал родителям «погладь, полюби, приласкай». Даже если ему уже 15, он все еще ваш любимый ребенок!

1...»

Образцы обложек дневников учащихся, согласованных и рекомендованных Министерством образования к 2019/2020 учебному году

Какие экзамены будут сдавать школьники в 2019/2020 учебном году

 

Выпускные экзамены в 9 классе

Девятиклассники будут сдавать три письменных экзамена: белорусский, русский языки и математику. Школьники, которые обучаются на II ступени общего среднего образования на языке национального меньшинства — польском или литовском, — обязательно сдадут письменный экзамен по польскому или литовскому языкам. К слову, хорошо подготовиться к выпускным испытаниям и подтянуть аттестат могут помочь преподаватели образовательного центра Адукар.

В колледжах искусств, средних школах-колледжах искусств и гимназиях-колледжах искусств наряду с основными выпускники необходимо к тому же сдавать практический экзамен по одному из учебных предметов на выбор.

Выпускные экзамены в 11 классе

Одиннадцатиклассникам в новом учебном году предстоит письменно сдавать математику и на выбор белорусский или русский язык. В устной форме пройдут экзамены по иностранному языку и истории Беларуси. В 2019/2020 учебном году всё пройдёт «по старинке», хотя в ближайший год-два Минобр рассматривает вариант объединения экзаменов с ЦТ. Ученики из классов национальных меньшинств дополнительно пишут экзамен по польскому или литовскому языку.

Одиннадцатиклассники средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств помимо основных экзаменов будут сдавать практический творческий экзамен по выбору.

Постановление Министерства образования от 10 июля 2019 г. № 105, в котором оговорены эти пункты, вступит в силу с 1 сентября.

инистерство образования утвердило перечень учебных предметов, по которым школьники будут сдавать экзамены в новом учебном году, и формы вступительных испытаний, сообщает Национальный правовой портал Республики Беларусь.

Выпускные экзамены в 9 классе

Девятиклассники будут сдавать три письменных экзамена: белорусский, русский языки и математику. Школьники, которые обучаются на II ступени общего среднего образования на языке национального меньшинства — польском или литовском, — обязательно сдадут письменный экзамен по польскому или литовскому языкам. К слову, хорошо подготовиться к выпускным испытаниям и подтянуть аттестат могут помочь преподаватели образовательного центра Адукар.

В колледжах искусств, средних школах-колледжах искусств и гимназиях-колледжах искусств наряду с основными выпускники необходимо к тому же сдавать практический экзамен по одному из учебных предметов на выбор.

Выпускные экзамены в 11 классе

Одиннадцатиклассникам в новом учебном году предстоит письменно сдавать математику и на выбор белорусский или русский язык. В устной форме пройдут экзамены по иностранному языку и истории Беларуси. В 2019/2020 учебном году всё пройдёт «по старинке», хотя в ближайший год-два Минобр рассматривает вариант объединения экзаменов с ЦТ. Ученики из классов национальных меньшинств дополнительно пишут экзамен по польскому или литовскому языку.

Одиннадцатиклассники средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств помимо основных экзаменов будут сдавать практический творческий экзамен по выбору.

Постановление Министерства образования от 10 июля 2019 г. № 105, в котором оговорены эти пункты, вступит в силу с 1 сентября.

свернуть

О функционировании совета учреждения образования

На основании части второй пункта 4 статьи 25 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения о совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 № 84, а также решения общего собрания педагогических работников от 30.08.2018 № 1, решения общешкольного собрания законных представителей несовершеннолетних обучающихся от 12.09.2018 № 1

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить сроки полномочия совета учреждения образования с 01.09.2018 по 31.08.2019.
  2. Определить полномочными действия совета учреждения образования (далее – Совет) в количественном составе 12 человек, персонально в следующем составе:

         Крайнов В.В., директор, председатель Совета;

         Сребняк А.А., заместитель директора по учебной работе, заместитель председателя Совета;

         Кульгавая Е.А., заместитель директора по учебной работе, член Совета;

         Червинская А.В., заместитель директора по воспитательной работе, член Совета;

         Попова А.Р., заместитель директора по учебной работе, член Совета;

         Костюченко М.С., педагог социальный, член Совета;

         Полоневич Ж.А., учитель начальных классов, член Совета;

         Павловская В.Н., учитель иностранного языка, член Совета;

         Шалкович Г.А., библиотекарь, член Совета;

         Троицкая В.В., законный представитель, член Совета;

         Басей Н., учащийся XI «А» класса, член Совета;

         Смагина Д., учащийся X «А» класса, член Совета.

  1. Членам Совета:

         3.1. Осуществлять свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь, Положением о совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 № 84, иными актами законодательства Республики Беларусь;

         3.2. Провести заседание Совета 03.09.2018, где рассмотреть план работы на 2018/2019 учебный год и предоставить его для утверждения руководителю учреждения образования;

         3.3. Приглашать на заседаниях Совета в течение учебного года лиц, ответственных за подготовку материалов по рассматриваемым вопросам и учитывать их право совещательного голоса;

         3.4. Доводить все решения Совета до сведения всех педагогических и иных работников, законных представителей учащихся через использование возможностей сайта учреждения образования, а также информационных стендов школы;

  1. Считать правомочным действия пунктов 1,2 настоящего приказа в части порядка выдвижения кандидатур в состав Совета: общее собрание педагогических работников, общешкольное собрание законных представителей учащихся.
  2. Возложить ответственность за выполнение решений Совета на Сребняка А.А., Кульгавую Е.А., Червинскую А.В., Попову А.Р., заместителей директора.

 

         Директор школы                                                     В.В. Крайнов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?
       Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
       Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».
       Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
·    Забыть о прошлых неудачах ребенка;
·    Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
·    Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
       Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
       Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка;
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;
3.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания
свернуть

Памятка для родителей выпускников 9-х классов (Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений)

Памятка для родителей выпускников 9-х классов (Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений)
Глава 2
ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
5. Итоговая аттестация за период обучения на уровне общего базового включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, итоговая отметка выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.
18. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на уровне общего базового, осуществляют экзаменационные комиссии.
Глава 4
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ
35. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более, чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законные представители.
         36. Для пересмотра положительной годовой отметки учащийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения.
         37. Пересмотр положительной годовой отметки осуществляется общеобразовательным учреждением при завершении обучения на уровнях общего базового или общего среднего образования – в течение пяти дней со дня подачи заявления.
         38. Для пересмотра положительной годовой отметки приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается комиссия по соответствующему учебному предмету в составе руководителя общеобразовательного учреждения либо его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и двух педагогических работников, один из которых аттестовал учащегося.
40. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом.    В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, последняя вносится руководителем общеобразовательного учреждения в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.
Глава 5
ДОПУСК УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
46. К выпускным экзаменам за период обучения на уровне общего базового образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение (технология)», и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено».
47.Учащиеся, которые на выпускных экзаменах за период обучения на уровне общего базового образования получили отметку «0» баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предмета в период с 21 по 28 августа 2011 года.
 
Глава 6
ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
            53. От всех выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования, при условии наличия положительных отметок за год, освобождаются на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов:
·        учащиеся, имеющие заболевания, включенные в Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 170, 8/15148);
·        учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому.
56. Для освобождения от выпускных экзаменов учащихся, указанных в пункте 53 настоящих Правил: законные представители учащихся подают     не позднее, чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов руководителю общеобразовательного учреждения заявление и заключение врачебно-консультационной комиссии.
 57. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выпускных экзаменов, в аттестат об общем среднем образовании выставляются годовые отметки за 11-й класс.
 
Глава 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
70. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9 часов.
71. За период обучения на уровне общего базового образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
         4 астрономических часа – по учебному предмету «Математика»;
         1астрономический часдиктант по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык».
         73. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
         74. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом общеобразовательного учреждения для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.
 
         75. Учащиеся, выполнившие письменную работу по математике, сдают её вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают её незаконченной.
         76. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.
         Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, результатам выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
         В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
81. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет, кроме экзаменационной отметки, итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.
         По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:
·        на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
·        на уровне экзаменационной либо годовой отметки, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;
·        как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
 
         Итоговая отметка «10» или «9» баллов по соответствующим учебным предметам выставляется, если на выпускных экзаменах учащийся получил по этим учебным предметам соответственно отметки «10» или «9» баллов.
         При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
 
83. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, пересматривать не разрешается.
88. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения болезни они могут сдавать выпускные экзамены в период с 21 по 28 августа 2011 года.
 
Выпускные экзамены за период обучения на уровне общего базового образования проводятся в период с 1 июня по 12 июня 2011 года. Выпускные экзамены по учебным предметам начинаются с 9 часов.
Выпускникиобщеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения за период обучения на уровне общего базового образования сдают 4 выпускных экзамена:
белорусский язык в письменной форме - диктант;
русский язык в письменной форме - диктант;
математика в письменной форме;
история Беларуси в устной форме.
Расписание экзаменов 9 «А» класса

Дата
Предмет
Время
Кабинет
02  июня
Белорусский язык (диктант)
9.00
26
06  июня
Математика
9.00
26
08  июня
Русский язык (диктант)
9.00
26
10  июня
История Беларуси (устно)
9.00
21

Расписание экзаменов 9 «Б» класса

Дата
Предмет
Время
Кабинет
02  июня
Русский язык (диктант)
9.00
28
06  июня
Белорусский язык (диктант)
9.00
28
08  июня
Математика
9.00
28
11  июня
История Беларуси (устно)
9.00
21

Повторные письменные выпускные экзамены для учащихся IХ классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения проводятся:
20 августа –по белорусскому языку;

22 августа –по русскому языку;

24 августа –по математике.

Советы родителям:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
- Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
 - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
         Экзамены — это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Можно научиться созданию позитивного эмоционального настроя на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучиться эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть:
— что делать, если ты допустил ошибку при заполнении теста и заметил ее?
— что делать, если объявленная оценка тебя не устраивает?
— как отвечать на дополнительные вопросы?
— как выстроить логику ответа на вопрос билета?
— как себя вести, если не знаешь ответа на вопрос билета или на дополнительный вопрос?
свернуть

Памятка для родителей выпускников 11-х классов (Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений)

Памятка для родителей выпускников 11-х классов (Правила проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений)
Глава 2
ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
5. Итоговая аттестация за период обучения на уровне общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, итоговая отметка выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.
18. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на уровне общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.
Глава 4
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ
35. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более, чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законные представители.
         36. Для пересмотра положительной годовой отметки учащийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения.
         37. Пересмотр положительной годовой отметки осуществляется общеобразовательным учреждением при завершении обучения на уровнях общего среднего образования – в течение пяти дней со дня подачи заявления.
         38. Для пересмотра положительной годовой отметки приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается комиссия по соответствующему учебному предмету в составе руководителя общеобразовательного учреждения либо его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и двух педагогических работников, один из которых аттестовал учащегося.
40. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом.    В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией общеобразовательного учреждения, последняя вносится руководителем общеобразовательного учреждения в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.
Глава 5
ДОПУСК УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
48. К выпускным экзаменам за период обучения на уровне общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено».
49. Учащиеся, имеющие годовую отметку«0» баллов   или не аттестованные по одному учебному предмету при завершении обучения на уровне общего среднего образования, допускаются к выпускному экзамену по этому  учебному предмету в период с 21 по 28 августа 2011 года.
50. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку «0» баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене за период обучения на уровне общего среднего образования, повторно сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в период с 21 по 28 августа 2011 года.
         51. Учащиеся, имеющие годовые отметки «0» баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам при завершении обучения на уровне общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении на уровне общего среднего образования. За период обучения на уровне общего среднего образования эти учащиеся имеют право пройти итоговую аттестацию в порядке экстерната.
         52. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен за период обучения на уровне общего среднего образования, в том числе повторно, и (или) при сдаче повторно выпускных экзаменов получили отметку «0» баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдаётся справка об обучении на уровне общего среднего образования. За период обучения на уровне общего среднего образования эти учащиеся имеют право пройти итоговую аттестацию по соответствующим учебным предметам в порядке экстерната.
 
Глава 6
ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
            53. От всех выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования, при условии наличия положительных отметок за год, освобождаются на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов:
·        учащиеся, имеющие  заболевания, включенные в Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 170, 8/15148);
·        учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому.
56. Для освобождения от выпускных экзаменов учащихся, указанных в пункте 53 настоящих Правил: законные представители  учащихся подают     не позднее, чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов руководителю общеобразовательного учреждения заявление и заключение врачебно-консультационной комиссии.
 57. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выпускных экзаменов,  в аттестат об общем среднем образовании выставляются годовые отметки за 11-й класс.
                                                     Глава 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
 
61. Для сдачи выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования учащиеся должны не позднее, чем 10 мая 2011 года, подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения с указанием перечня учебных предметов для сдачи выпускных экзаменов.
63. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем общеобразовательного учреждения и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее, чем 20 мая 2011 года.
70. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9 часов.
         72. За период обучения на уровне общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
         5 астрономических часов – по учебному предмету «Математика»;
         4 астрономических часаизложение по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык».
73. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
         74. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом общеобразовательного учреждения для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.
         75. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают её вместе с черновиком  экзаменационной  комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают её незаконченной.
      76. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.
         Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, результатам выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
         В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись.      Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
81. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет, кроме экзаменационной отметки, итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.
         По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена:
·        на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
·        на уровне экзаменационной либо годовой отметки, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;
·        как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
         Итоговая отметка «10» или «9» баллов по соответствующим учебным предметам выставляется, если на выпускных экзаменах учащийся получил по этим учебным предметам соответственно отметки «10» или «9» баллов.
         При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
83. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, пересматривать не разрешается.
88. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения болезни они могут сдавать выпускные экзамены в период с 21 по 28 августа 2011 года.
Выпускные экзамены за период обучения на уровне общего среднего образования проводятся в период с 1 июня по 12 июня 2011 года.
 Выпускные экзамены по учебным предметам начинаются с 9 часов.
Выпускники общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения за период обучения на уровне общего среднего образования сдают 3 выпускных экзамена.
Из них обязательными являются два:
по языку (белорусскому или русскому – по выбору учащегося) в письменной форме;
по математике -  в письменной форме.
Третий экзамен – по выбору учащихся (в устной форме, кроме экзамена по белорусскому или русскому языку).
Среди выпускных экзаменов по выбору для учащихся ХІ классов могут быть экзамены:
·по белорусскому языку (изложение) для тех учащихся, кто в качестве обязательного выбрал русский язык,
·        по русскому языку (изложение) для тех учащихся, кто в качестве обязательного выбрал белорусский язык,
·        по белорусской литературе (устно),
·        по русской литературе (устно),
·         по английскому языку (устно),
·         по истории Беларуси (устно или защита реферата),
·     по всемирной истории (устно или защита реферата),
·     по обществоведению (устно),
·     по географии (устно),
·     биологии (устно),
·     по химии (устно),
·     по физике (устно),
·     по астрономии (устно),
·     по информатике (устно),
·     по предмету «Физическая культура и здоровье» (в практической форме).
Расписание экзаменов составляется общеобразовательным учреждением с учетом единых по республике сроков проведения письменных выпускных экзаменов.
Тексты и задания для проведения письменных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования для выпускников общеобразовательных учреждений объявляются по телевидению и радио.
 
Расписание  письменных экзаменов  11 «А» класса

Дата
Предмет
Время
Кабинет
01  июня
Белорусский язык (изложение)
9.00
28
03  июня
Русский язык (изложение)
9.00
28
07 июня
Математика
9.00
28

Расписание письменных экзаменов  11 «Б» класса

Дата
Предмет
Время
Кабинет
01 июня
Русский язык (изложение)
9.00
26
03 июня
Математика
9.00
26
07 июня
Белорусский язык (изложение)
9.00
26

Повторные письменные выпускные экзамены для учащихся ХІ классов общеобразовательных учреждений
с   белорусским и русским языками обучения проводятся:
23 августа – по математике;
25 августа – по белорусскому или русскому языку (изложение).
Сообщаем, что централизованное тестирование по учебным предметам начинается 14 июня 2011 года.
 Начало    проведения централизованного тестирования в 11.00
Ø14 июня (вторник) -  Белорусский язык
Ø15 июня (среда) -  Русский язык
Ø17 июня (пятница) -  История Беларуси
Ø19 июня (воскресенье) - Математика
Ø21 июня (вторник) Обществоведение
Ø22 июня (среда)Химия
Ø23 июня (четверг)  - Всемирная история новейшего времени
Ø25 июня (суббота)  – Физика
Ø26 июня (воскресенье) Биология
Ø28 июня (вторник) - Иностранные языки (английский, немецкий, испанский, французский)
Ø29 июня (среда) - География
     Для абитуриентов, не принявших участие в централизованном   тестировании по уважительной причине в основной день, установлен резервный день —  
4 июля 2011 года (понедельник) – 11.00
свернуть

КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К  ЭКЗАМЕНАМ

Практические рекомендации для родителей выпускников

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку,  прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо  помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли.

Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Немало вреда  может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие  перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы подросток обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так напряжена.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что обозначена.

                          Дорогу осилит идущий!

свернуть

Скоро в школу: Что ожидает вас, родители?

Скоро в школу: Что ожидает вас, родители?

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 6 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности ,поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность, 6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка -рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

  1. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.

В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

Как помочь?

  1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
  2. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).
  3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

2 . Негативистская демонстративность.

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение. 

  1. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

Такой "психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.

  1. "Ребенок ленится"

За этим может стоять все, что угодно.

1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности. 4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.

Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Вот некоторые рекомендации.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но: 1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. 2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Как это можно сделать?

  1. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
  2. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

  1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.
  2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

День ребенка

  1. Пробуждение.
  2. Выход в школу.
  3. Возвращение из школы.
  4. Домашние задания. (Смотри Джайнот "Родители и дети").

 Пробуждение.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

: "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?

- Нормально.

- А что сегодня делали?

- А ничего.

Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

Дорогу осилит идущий.

Вперед!

 

Материал подготовила        

               Ромель И.И., педагог-психолог

свернуть

Причины возникновения конфликтов в семье

Причины возникновения конфликтов в семье:

1. Обиды. Невысказанные обиды, таящиеся глубоко внутри, имеют свойство накапливаться, подобно снежному кому, который в один прекрасный момент превратится в лавину и вырвется наружу, сметая на своем пути всю выдержку и самообладание «обиженного». И тогда разразится буря. Очень важно не копить в себе обиды, а своевременно высказывать их, спокойно и сдержано. Рекомендую открыто высказывать своей второй половинке, что конкретно вас обидело. Если сделать это спокойным тоном, без упреков и обвинений, то может оказаться, что проблема на самом деле не такая уж и большая, как казалось изначально.

2. Скрытность. Недомолвки, секреты и тайны между супругами приводят к недоверию, к тому, что каждый партнер будет додумывать свои причины и следствия того или иного момента. Обоим партнерам нужно научиться быть откровенными между собой, делится друг с другом, как прошел день, мыслями, эмоциями, переживаниями. У мужа и жены не может быть секретов друг от друга.

3. Критика. Фразы типа: «Ты всегда все делаешь неправильно» приводят только к раздражению. Ведь этой фразой вы даете понять человеку, что он ни на что не способен, от него мало толку. Вместо критики лучше мягко и ненавязчиво указать на допустимую ошибку.

4. Презрение. Нет большего врага для семейных отношений, чем ирония, сарказм и презрение. Обидные словечки, брошенные вами со злости, надолго засядут внутри вашего партнера, впоследствии давая новые поводы для ссор. Часто больший эффект дает даже не значение самих слов, а тон, в котором они были высказаны.

5. Переход на личности. База семейных отношений – чувство взаимного уважения. И если вы позволяете себе оскорблять своего партнера, то не удивляйтесь, что со временем ваши слова вернуться к вам бумерангом, и такое обращение станет нормой в семье.

Как избежать ссоры в семье

Теперь вы знаете, какие именно факторы приводят к конфликтным ситуациям в семье. Устранение этих факторов – уже большой шаг к предотвращению ссор между супругами. Но, если ссора все – таки назревает, как вести себя, чтобы не усугубить ситуацию?

1. Не убегать от выяснения отношений. Большинство мужчин как будто считает, что если о проблеме не говорить, то она испарится сама собой. Бегство от проблемы не решает саму проблему, а просто откладывает ее в долгий ящик, где вместе с ней накапливаются обида и раздражение.

2. Не копить недовольство и обиды. Большинство людей прячут свои обиды, чтобы сохранить брак. Но чаще всего как раз это и приводит к разрушению семьи. Лучше сразу сказать, что вас беспокоит или не устраивает, и спокойно решить эту проблему, чем в один момент выплеснуть все накопленное недовольство, как воду из прорвавшего крана. Гораздо проще решать проблемы по мере их поступления, чем потом выставить половинке огромный список претензий и обид.

3. Сдерживать эмоции. Не стоит во время разговора переходить на крик и ругань. Этим вы только понизите свою позицию. Сотни раз проверено, что спокойный тон и трезвость мыслей гораздо эффективнее криков и скандалов. Истерика – мощнейшее оружие, но адекватному разрешению конфликта она не поможет, а, скорее, наоборот, еще более усугубит ситуацию.

4. Выбрать подходящее время. Если вы хотите высказать претензию своей второй половинке, то важно выбрать подходящий момент, чтобы адекватное решение вопроса не превратилась в грандиозный скандал. Следует помнить, что не стоит выяснять отношения с раздраженным человеком, уставшим, не выспавшимся или пьяным. Все эти факторы мешают человеку адекватно воспринимать информацию. Очень важно также вовремя промолчать (что, порой, очень трудно), чтобы не наговорить лишнего.

5. Уметь слушать. Оба супруга имеют одинаковые права на собственное мнение. Главное – это уметь услышать чужое мнение, принять его к сведению и считаться с ним, несмотря на то, что оно отличается от вашего.

6. Искать решение. Важно вместо взаимных упреков и обвинений попытаться вместе найти решение сложившейся проблемы.

7. Искать компромиссы. Если решение вопроса невозможно, то можно найти компромисс. Здесь главное – не идти на простые уступки. Это приведет к личной внутренней неудовлетворенности, что со временем только вырастет и выплеснется наружу нежелательным потоком. Можно воспользоваться принципом компенсации – одно взамен другого.

8. Не вспоминать прошлые обиды. Они ничем не помогут в решении конфликта, наоборот, долгое и нудное перебирание прошлых грешков друг друга – верная дорога к еще большей ссоре. Выуживание из памяти былых оплошностей равносильно ворошению змеиного гнезда — старые обиды оживут с новой силой.

9. Быть терпеливыми. Когда любимый человек срывается и резко отвечает на ваше замечание, но стоит сразу — же обижаться или отвечать ему его же монетой. Все люди не идеальны, и причиной негативной вспышки могут быть усталость, проблемы на работе и т. д. В этом случае следует проявить терпение и понимание, и вы увидите – ваша половинка очень быстро «отойдет» и наверняка извинится за свою грубость.

10. Уметь прощать. Ваш любимый человек имеет право на ошибку и право на прощение. Важно научиться прощать, отпускать обиды и идти вперед. Также нужно уметь переступить через свою гордость и сказать слово «прости». Иногда этого достаточно, чтобы в семье снова воцарились мир и гармония.

Как вы уже поняли из вышесказанного, для того, чтобы семейные отношения были счастливыми, нужно постоянно работать над собой, причем обоим партнерам. Важно не допускать в отношениях неудовлетворенности, непонимания, безразличия, уважать друг друга и уметь прислушаться к чужому мнению.

Счастливая семейная жизнь – трудная работа для обоих супругов, она требует постоянного самоусовершенствования и самоотдачи, но бездействие – самый страшный враг отношений. Поэтому будьте терпеливыми и любите друг друга.

свернуть

Профилактика компьютерной зависимости. Советы психолога.

Профилактика компьютерной зависимости. Советы психолога.

Мы любим своих детей, а они любят нас. Но иногда мы перестаём   понимать друг друга. И тогда самым мудрым и оперативным собеседником для ребёнка, всегда готовым дать ответ на любой вопрос, становится компьютер. Маленький человек с ещё не окрепшей психикой всё больше общается с виртуальными собеседниками, которые предпочитают анонимность подлинному человеческому взаимодействию.

Как возникает компьютерная зависимость?

На самом деле, объяснить причину возникновения компьютерной зависимости довольно просто. Самыми опасными во всей этой среде считаются ролевые игры, где ребенок или подросток переносится в виртуальную реальность, в которой он играет свою роль,  имеет определенные навыки, уровень силы и мастерства, а сама игра наполнена серьезным сюжетом, реальными врагами и угрозами. Но почему все-таки так происходит? Почему ребенок так сильно «подсаживается» на такой вид развлечения? Мнение психологов на этот счет практически у всех одинаковое - человек привыкает к ощущению счастья. Дело все в том, что ребенок в процессе игры испытывает лишь сильные и положительные эмоции – радость побед, адреналин, которые ведут за собой выброс реального гормона удовольствия. Он и вызывает очень схожие процессы, которые протекают в голове обычного наркомана.

Причины  компьютерной зависимости

Причиной компьютерной зависимости, в первую очередь,  является отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Если родители не всегда уделяют время, необходимое для выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Кроме того, ребёнок обращается в виртуальный мир, если у него нет серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие черты характера, препятствующие установлению дружеских взаимоотношений: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Такие дети находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.

Например,  подросток ничем особым не увлекается, читать не любит, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремится, да и к учёбе мало рвения проявляет. И вот, появляется компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать победителем в игре, найти себе собеседника, скачать реферат, ради которого пришлось бы идти в библиотеку.

Однако чем больше ребёнок погружается в виртуальный мир, тем сложнее ему строить отношения в реальности. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. Поэтому таким детям необходимо помочь вернуться в реальный мир.
 

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей?

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:
1. травмирующая семья, в которой ребенок является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

2. навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

3. лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение;

4. непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Советы родителям по профилактике компьютерной зависимости

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  3. Будьте ему другом и помощником.
  4. Сделайте так, чтобы он мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией.
  6. Всегда  оговаривайте время игры  на компьютере и точно придерживайтесь этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребёнка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  7. Не позволяйте играть в компьютерные игры перед сном.
  8. Следите, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  9. Не ограждайте ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ему предстоит жить.
  10. Организуйте семейные обеды-ужины, выезды на природу, займитесь спортивным воспитанием своего ребенка, ведь при занятиях спортом выделяются все те же гормоны радости, что и при игре в компьютерные игры.
  11. Введите ограничение на компьютерные игры, например, не больше одного часа в день, причем основное занятие за ним – это подготовка домашних заданий и рефератов.
  12. Подавайте собственный пример, не сидите за компьютером больше положенного, лучше уделите время своей семье.
  13. Если вы видите, что не можете справиться самостоятельно, то обратитесь за помощью к психологу.
  14. Помните, что предупредить легче, чем лечить! Поэтому будьте внимательны, постарайтесь вовремя заметить и предупредить появление компьютерной зависимости.

И, наконец, любите Ваших детей,

любите  не за что-то, а просто потому, что они Ваши дети!

свернуть
1...»