Компьютерная зависимость

Информация к размышлению для родителей: «Общение в социальных сетях интернета и наши дети»
Приобщение к азартным играм сейчас начинается с детского возраста путем видеоигр - детского казино на дому. В видеоиграх выигрышем является каждый бонус, дающий "дополнительную жизнь", успешное прохождение одного уровня дает игроку пропуск на следующий уровень, а удачное завершение всей игры - звание победителя. При этом деньги пока что не нужны, риск лишь виртуальный, за счет идентификации с героем. И родители довольны - по улице ребенок не слоняется, да и к технике приобщается - пригодится.
У взрослых и детей при общении в социальных сетях интернета выявлены эмоциональные состояния, характерные для общения со значимым другим человеком: азарт, сосредоточенность, решительность, любопытство и заинтересованность, облегчение, удовлетворение, удовольствие, радость, восторг и восхищение, хорошее настроение, удивление, растерянность и замешательство, волнение и беспокойство, неуверенность, разочарование, огорчение, неудовлетворенность и недовольство, злость, тревога и испуг. Приятные переживания чаще наблюдаются у подростков и юношей. У молодых людей появляются сосредоточенность, волнение и беспокойство. "Компьютерная тревога" усиливается с возрастом и более свойственна женщинам.
В происхождении компьютерной зависимости важную роль играет виртуальная реальность, обеспечивающая тотальное насыщение зрительного, слухового и кинестетического анализаторов и таким образом составляющая мощную конкуренцию истинной реальности. Причем граница между этими реальностями размывается благодаря действиям, направленным на сам компьютер и окружающие объекты. Кроме того, работа на компьютере связана с дополнительным эмоциональным напряжением из-за частых сбоев, обусловленных содержанием работы, управлением компьютером или несовершенством существующих технических устройств.
Последние годы в связи с развитием Интернета появилась новая зависимость - Интернет-аддикция (зависимость, сродни алкогольной, наркотисевкой). Она развивается у 25 % пользователей в течение первого полугодия и у 58 % - в течение второго полугодия. В эту аддикцию входит: обсессивное пристрастие к компьютерным играм или программированию; патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам, поглощенность виртуальным общением и компульсивное блуждание в удаленных базах данных в поисках новой информации.
Аддикт воспринимает компьютерную игру как вызов своим способностям, она требует от него высокого уровня умений, большой мобилизации, концентрации внимания, скорости реакции. У аддикта возникает ощущение перехода в другое измерение, нарушается чувство времени, снижается интерес к окружающей реальности. Он пропускает обычное время приема пищи, мало спит, уделяет недостаточное внимание своему внешнему виду и личной гигиене. Его пальцы постоянно совершают движения, как будто печатают на клавиатуре. У него появляются головные боли и боли в спине, сухость глаз, изменяется характер сновидений.
У 65 % детей развивается феномен "воображаемого друга" (сверстников, животных, неживых существ), при этом реальное общение сводится к минимуму. Они посвящают своему увлечению все свободное время, тратят карманные деньги на покупку очередного компакт-диска или модернизацию компьютера. Во время беседы дети оживляются лишь при затрагивании тем, связанных с компьютером, при этом становятся экзальтированными, подолгу и со многими подробностями описывают какую-нибудь видеоигру, как бы играя в нее в этот момент. Попытки взрослых ограничить время, проводимое ребенком за компьютером, вызывают у него бурный протест; вынужденный простой сопровождается чувством скуки и опустошенности. Ребенок запускает учебу, начинает пропадать у знакомых, имеющих компьютер, невзирая на растущее недовольство хозяев и запрет собственных родителей. В Англии правительство вынуждено было установить контроль за потребителями сотовой связи, не достигшими 18 лет. Теперь интерактивный доступ через мобильный телефон к онлайновым казино и порнографическим открыткам защищен т.н. кодом "18".
По данным опроса американских адвокатов, в последние 30 лет компьютер стал самой большой угрозой брачным узам. Игнорируя супружеское ложе, жены ночами переписываются по электронной почте, а молодые мужья проводят их в мире виртуальных игр или на порносайтах. Компьютер все чаще оказывается наперсником адюльтера - в 68 % случаев развода из-за компьютера неверные супруги нашли любовника благодаря Интернету. У аутичных, шизоидных личностей уход от реального мира в виртуальный происходит особенно легко. Можно предположить провоцирующую роль компьютерной зависимости в развитии шизофрении.
Для диагностики Интернет-зависимости используется опросник Кимберли Янг (по материалам сети Интернет).
1. Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения.
2. Вы не можете контролировать использование Интернета.
3. Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.
4. Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.
5. После излишней траты денег на оплату соединения вы на следующий день начинаете все сначала.
6. Вы обманываете членов семьи и друзей, скрывая, сколько времени вы проводите в Интернете и степень вашей увлеченности им.
7. Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.
8. Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне сети.
9. Находясь вне сети, вы испытываете подавленность или беспокойство.
10. Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.
Если вы честно ответили "да" более чем на 4 вопроса и ваше увлечение длится более года, вам необходима психологическая помощь.
Юмор. - Компьютер - друг человека!
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
 
 
3 стадии развития зависимостей
(Игровой, Интернет, Алкогольной, Наркотической)
1.    Формирование зависимости – сильное желание употреблять, играть или общаться в интернете. При этом четкой выраженной зависимости еще нет, как нет и ее осознания, но частота употребления психоактивных веществ или частота игр, продолжительность игровых сеансов нарастают.
2.    Желание играть, употреблять растет независимо от самочувствия и вреда здоровью, независимо от результата игры, независимо от результата общения. Человеку трудно подавить его волевым усилием и переключиться на что-то другое. Выбор «употребить или не употребить», «играть или не играть» приобретает постоянный характер. Частота и длительность употребления, общения или игр увеличивается. Поведение человека характеризуется растущим азартом и желанием неоднократно испытывать эмоции сопровождающие данный процесс.
3.    На этой стадии зависимость так сильна, что человек готов употреблять вещества, играть или общаться постоянно, ежедневно и непрерывно. Желание становиться непреодолимым, а целью является сам процесс, невзирая на долги и т.д.
Если физиологическую зависимость от некоторых психоактивных веществ можно «снять» медикоментозно, то борьбы с игроманией и интернет зависимостью – нет. Помочь могут лишь заинтересованность родных и друзей игромана в его излечении, а также консультация профессионального психотерапевта. В период лечения пациент нуждается в некоторых ограничениях, особенно денежных, и дозировании возможности пользоваться компьютером. Нельзя одалживать ему деньги на оплату долгов, поскольку это может спровоцировать очередное обострение.
 
свернуть

Рекомендации по использованию Интернета детьми с учетом возраста
До 10 лет: высокий уровень защиты
Контролируйте детей и следите за тем, чтобы у них не было доступа к неприемлемым материалам, пока им не исполнится 10 лет.
Средства обеспечения безопасности в Интернете позволяют ограничить доступ к содержимому, веб-узлам и деятельности и активно контролировать использование Интернета детьми.
Для детей в возрасте от 2 до 10 лет Интернет — это отличное место, где они могут играть и учиться.
Использование компьютера детьми в этом возрасте необходимо контролировать. Также можно порекомендовать применять специальные средства, такие как служба семейной безопасности Windows Live ОпеСаге или функция родительского контроля в Windows Vista.
 
Ниже приведены некоторые советы, помогающие обезопасить использование Интернета детьми 2-10 лет.
1.                 Налаживать открытое и дружественное общение с детьми никогда не рано. Говорите с ними о компьютерах и не игнорируйте их вопросы и любопытство.
2.                 Когда дети этого возраста пользуются Интернетом, родители всегда должны быть рядом с ними.
3.                 Составьте четкие правила использования Интернета.
4.                 Настаивайте на том, чтобы дети не раскрывали личные сведения, например: свое настоящее имя, адрес, номер телефона или пароли, - людям, с которыми они познакомились в Интернете.
5.                 Помогите детям придумать псевдонимы, не раскрывающие никаких личных сведений, если на веб-узле будет запрошено имя для персонализации отображаемых материалов.
6.                 Ознакомьтесь со средствами фильтрации веб-содержимого (например, функция родительского контроля в Windows (EN) или служба семейной безопасности Windows Live ОпеСаге для Windows XP с пакетом обновления 2), которые помогут найти общий язык с детьми и установить родительский контроль.
7.                 При использовании средств обеспечения безопасности для всей семьи, создайте профили для каждого члена семьи в зависимости от его возраста.
8.                 Защитите детей от назойливых всплывающих окон с помощью функции блокирования всплывающих окон в обозревателе Internet Explorer (EN).
9.                 Для блокирования всплывающих окон в автономном режиме можно использовать
Защитник Windows. Защитник Windows входит в состав системы Windows Vista. Для
системы Windows XP с пакетом обновления 2 (SP2) Защитник Windows можно загрузить бесплатно.
10.            Все члены семьи должны показывать пример поведения детям, которые только начинают использовать Интернет.
 
 
От 11 до 14 лет: средний уровень защиты
Несмотря на то, что дети этого возраста лучше разбираются в Интернете, имеет смысл следить за тем, чтобы у них не было доступа к неприемлемым материалам.
С помощью средств обеспечения безопасности в Интернете можно ограничить доступ к содержимому и веб-узлам, а также регистрировать в отчете деятельность в Интернете.
Убедитесь, что дети этого возраста понимают, какие личные данные не следует передавать через Интернет.
Дети 11-14 обычно очень восприимчивы. В этом возрасте дети обладают хорошими способностями к выполнению компьютерных команд, использованию мыши и компьютерным играм.
Однако при восприятии сведений из Интернета они во многом зависят от взрослых или старших братьев и сестер.
Родителям, имеющим детей такого возраста, следует контролировать использование компьютера и применять специальные средства, такие как служба семейной безопасности Windows Live ОпеСаге или функция родительского контроля в Windows Vista.
Ниже приведены некоторые советы, помогающие сделать использование Интернета детьми 11-14 лет более безопасным.
1.                Поддерживайте открытые, дружеские отношения с детьми.   Говорите с ними о компьютерах и не игнорируйте их вопросы и любопытство.
2.                Составьте четкие правила использования Интернета.
3.                Настаивайте на том, чтобы дети не раскрывали личные сведения, например свое настоящее имя, адрес, номер телефона или пароли, людям, с которыми они познакомились в Интернете.
4.                Помогите детям придумать псевдонимы, не раскрывающие никаких личных сведений, если на веб-узле будет запрошено имя для персонализации отображаемых материалов.
5.                Создайте профили для каждого члена семьи с помощью средств обеспечения безопасности для всей семьи.
6.                Установите средний уровень для параметров безопасности средства обеспечения безопасности семьи, что позволит применить некоторые ограничения к содержимому, посещаемым веб-узлам и действиям пользователей.
7.                Установите компьютеры с подключением к Интернету в общих комнатах, где легко наблюдать за детьми.
8.                В качестве дополнения к родительскому контролю используйте средства фильтрации веб-содержимого (например службу семейной безопасности Windows Live ОпеСаге (EN).
9.                Защитите детей от назойливых всплывающих окон с помощью функции блокирования всплывающих окон в обозревателе Internet Explorer.
10.           Для блокирования всплывающих окон в автономном режиме можно использовать Защитник Windows. Защитник Windows входит в состав системы Windows Vista. Для системы Windows XP с пакетом обновления 2 (SP2) Защитник Windows можно загрузить
бесплатно.
11.           Попросите детей сообщать вам, если что-то или кто-то в Интернете угрожает им или доставляет неудобства. Ведите себя спокойно и напоминайте детям, что они могут без опасений рассказывать вам обо всем. Поощряйте их за правильное поведение и просите обращаться к вам снова в подобных ситуациях.
 
От 15 до 18 лет: низкий уровень защиты
Подростки должны иметь практически неограниченный доступ к содержимому, веб-узлам или деятельности в Интернете. Они хорошо разбираются в Интернете, но все равнс нуждаются в напоминаниях родителей о соответствующих мерах предосторожности Родители должны быть готовы помочь подросткам и объяснить, как распознавать неприемлемые сообщения и избегать небезопасные ситуации.
Имеет смысл, чтобы родители напоминали подросткам о том, какие личные сведена не следует передавать через Интернет.
Подростки должны иметь практически неограниченный доступ к содержимому, веб-узлам или деятельности в Интернете. Несмотря на то что подростки лучше разбираются е Интернете, родители все же должны снабдить их соответствующими рекомендациями по обеспечению безопасности. Родители должны быть готовы помочь детям и объяснить, как распознавать неприемлемые сообщения и избегать небезопасные ситуации.
Может потребоваться напомнить детям о недопустимости передачи личных сведений через Интернет.
Что подростки делают в Интернете
Юноши этого возраста обычно интересуются юмором, играми или другими веб-узлам с мультимедийным содержимым. Девушки более склонны к созданию социальных сетей кучастию в них.
Ниже приведены некоторые советы, помогающие обезопасить использование Интернета подростками.
1.                Продолжайте поддерживать открытое и дружественное общение с детьми на тему компьютеров. Обсуждайте с ними их действия в Интернете и найденных там друзей так, будто речь идет о событиях и друзьях из реальной жизни.
2.                Попросите детей сообщать вам, если что-то или кто-то в Интернете угрожает им или доставляет неудобства. Если детей что-то или кто-то беспокоит в Интернете, им следует сообщить о своих подозрениях родителям.
3.                Установите компьютеры с подключением к Интернету в общих комнатах, а не в комнатах детей.
4.                В качестве дополнения к родительскому контролю используйте средства фильтрации веб-содержимого (например функцию родительского контроля в Windows Vista (EN) или службу семейной безопасности Windows Live OneCare (EN).
5.                5.Защитите детей от назойливых всплывающих окон с помощьюомощью фун нкции    функции блокирования в обозревателе Internet Explorer.
6.                Для блокирования всплывающих окон в автономном режиме можно использовать Защитник Windows. Защитник Windows входит в состав системы Windows Vista. Для системы Windows XP с пакетом обновления 2 (SP2) Защитник Windows можно загрузить бесплатно.
7.                Узнавайте у детей, какие чаты и доски объявлений они посещают и с кем общаются.Поощряйте общение в отслеживаемых комнатах бесед (чатах) и настаивайте на том, чтобы дети общались только в общих окнах комнат бесед.
8.                Не разрешайте детям встречаться с друзьями из Интернета.
9.                Объясните детям, что они не должны загружать из Интернета программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Обмениваясь файлами и загружая из Интернета текст изображения и другие материалы, они могут нарушить законы об авторских правах.
10.           Расскажите детям о порнографии и других материалах для взрослых в Интернете и направьте их на веб-узлы с грамотными материалами о здоровье и половой жизни.
11.           Помогите своим детям защититься от нежелательной почты. Научите их не сообщать в Интернете свои адреса электронной почты, не отвечать на нежелательную почту и пользоваться фильтрами электронной почты.
12.           Расскажите детям об ответственном и порядочном поведении в Интернете. Они не должны использовать Интернет для хулиганства, распространения слухов или угроз.
13.           Проследите за тем, чтобы дети советовались с вами перед заказом, покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
14.           Обсудите с детьми азартные игры в Интернете и связанный с ними риск. Напоминайте им, что играть в азартные игры в Интернете запрещено законом.
свернуть

Рекомендации родителям: Интернет зависимость – игровая зависимость, как ее избежать?
Вообще Интернет и компьютер – полезные вещи. Сегодня в Интернете люди могут найти друзей по интересам, могут становиться членами различных сообществ, в полезных играх могут обучаться музыке, иностранному языку и многому другому. Однако во Всемирной Паутине хватает и неприятных вещей. И УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, если не хотите потерять своего ребенка ВО ВСЕМИРНОЙ ПОУТИНЕ, ТО ПОМНИТЕ:
 
1.     Только ВЫ можете контролировать во внеурочное время, где и чем занимается ВАШ ребенок, будь он на улице с друзьями или же за компьютером.
2.     Только от ВАС зависит, какие преобладают интересы у ВАШЕГО ребенка, потому, что ВЫ являетесь самым Важным, любимым человеком с которого он берет пример и если ВЫ организуете совместный и интересный досуг, то поверьте, ВАМ не придется обращаться к психологу, чтобы преодолеть компьютерную зависимость.
3.     Что, если есть в семье традиции совместного чаепития, обсуждения и решения вопросов, которые возникли в течение дня, то ребенок ощущает себя нужным, с его мнением считаются, и самое важное - он будет чувствовать себя в безопасности и знать, что родители всегда ему помогут в выходе из трудной ситуации и не будет искать поддержки в общении ВО ВСЕМИРНОЙ ПОУТИНЕ или дворовой компании с детьми асоциального поведения.
4.     Что в отличие от бездушных компьютерных игр народные игры всегда имели воспитательное, развивающее и эстетическое значение.
5.     Что ВАШ ребенок не может продавать наркотики или воровать машины в интернете, но некоторые вещи нужно учесть уже сейчас, чтобы уберечь ребенка от возможных опасностей.
6.     Прежде всего следует проводить со своим ребенком больше времени. Дети погружаются в виртуальный мир, если в их обычной жизни есть проблемы, которых никто не замечает.
7.     Не стоит постоянно контролировать каждый шаг ребенка. Если у ВАС сохранились доверительные отношения с ним, то он сам спросит у Вас совета и попросит помощи.
8.     Современный школьник, как правило, знает об Интернете больше, чем Вы сами, поэтому вместо того чтобы читать морали попробуйте выслушать его, спросить и дать ему возможность обучить Вас (опасайтесь зависимости). Таким образом, получите гораздо больше информации и сможете защитить своего ребенка.
9.     Всегда просите своего ребенка рассказать Вам, если что-то его настораживает. Стоит помнить о том, что как и в реальной жизни, в Сети есть свои опасности. Для того чтобы их избежать, советуем ознакомиться ДЕТЯМ с правилами безопасного поведения в Интернете.
свернуть

Памятка для учащихся. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни – это объективный факт. Отказаться от компьютера и от Интернета нереально и невозможно, но надо уметь пользоваться им и по необходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним. 
  • Запомни, что информация, которую ты публикуешь, доступна другим. Это значит, что не стоит выкладывать информацию, которую ты не хочешь сообщать неизвестно кому. В мире есть разные люди – хорошие и плохие. Некоторые плохие люди тоже пользуются интернетом, так  что если ты не хочешь, чтобы они узнали твой Е-мейл, скайп имя или номер мобильного телефона, скрой эту информацию в профиле.
  • Защищай свой аккаунт – избегай интернет-кафе, создавай сложный пароль и никому о нем не говори.
  • Не встречайся в жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете. Но если уж решил встретиться, то поговори об этом с родителями и дай им знать, где ты и как тебя найти.
  • Если же и это тебе не подходит, сообщи о встрече хотя бы друзьям.
  • На первую встречу возьми с собой кого-нибудь (желательно взрослого).
  • Встречайтесь в многолюдном месте – около торгового центра, в популярном кафе и т.д.
  • По возможности проверь, с кем ты имеешь дело, узнай, нет ли у Вас общих знакомых.
  • Помни: у людей не всегда могут быть такие хорошие намерения, как тебе кажется.
свернуть

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростка
1.     Будьте внимательными: вовремя заметить и предупредить появление компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2.     Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.
3.     Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.
4.     Личный пример в использовании возможностей компьютера:
üРодители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой;
üУчителя в школе должны широко применять возможности информационного пространства.
5.     Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.
6.     Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7.     Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.
свернуть