Страничка психолога

Детское воровство

18.12.2018

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.

 

 

Младшие дошкольники

1-3 года

Причины

Возрастные особенности

Коррекция

Непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.

1.                    Ни в коем случае не называть малыша воришкой.

2.                     Формировать мораль-ные нормы - понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», что «такое – хорошо, что такое – плохо».

Пример: Эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.

Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».

3.                    Необходимо как можно раньше научить ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.

 

Дошкольники постарше и младшие школьники

4-7 лет

Привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

1.             Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).

2.             Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.

3.              Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.

Младшие школьники

8-10 лет

Недостаток развития воли.

Ребенку в этом возрасте  все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Развивать волю ребенка:

1.             Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Или же пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.

2.             Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.

3.             Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

Подростковое воровство

12-15 лет

Воровство -  осознанный шаг, а то и хуже – вредная привычка.

Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор».

1.             Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.

2.             Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).

3.             Формируем правильную самооценку.

4.             Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине».

5.             Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.

6.             Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.

7.             Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.

8.             Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.

9.             Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.

10.        Обращайтесь к специалисту.

       

 

Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.

 

Как предотвратить детское воровство?

 

Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.

Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Важно соблюдать следующие принципы:

  • последовательность и непротиворечивость воспитания;
  • слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);
  • с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;
  • отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.

 

И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

 

свернуть

Подготовка детей к школе. Занятия с психологом.

 

Актуальность: Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.   Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

    Важным аспектом является психологическая готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

   Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».

 А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Бенджамин Сэмюэл Блум утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%).  Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Цикл психологических занятий с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

 Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

 Задачи:

  1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
  2. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Цикл занятий по подготовке дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие умственных способностей.
  3. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  4. Развитие волевой готовности ребенка.

 

Содержание занятий опирается на программные требования:

  1. 1.    Ознакомление с окружающим миром:
  • Расширение представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
  • Научение ориентироваться в пространстве, во времени (времена года, дни недели и т. д.)
  1.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
  • Активизирование, расширение словаря детей.
  • Совершенствование фонематического слуха
  • Закрепление умения отвечать на вопрос.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы (последовательность, логичность действий, событий).
  1.    Развитие элементарных математических представлений:
  • Актуализировать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  
  • Ориентирование на листе бумаги.
  1.    Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
  • Лепка, конструирование.
  • Рисование.
  • Практическое выполнение рисунков, узоров, штриховка и т.д. в тетради в клетку, в линейку.

 

На всех занятиях применяются кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания,  в дальнейшем облегчают процесс чтения и письма.

 

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Контактная информация

05.06.2018

07.06.2018

12.06.2018

14.06.201819.06.2018

21.06.2018

15.00 -16.00

К 212

Педагог-психолог

Ромель Инна Ивановна

Тел.281-00-79

Время работы

Понедельник 12.00-19.00

Вторник-пятница

9.00-17.00

 

свернуть

Что не надо делать родителям

Что не надо делать родителям

Нельзя унижать ребёнка, придумывать клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на пропусках, просчётах, неудачах.

Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.

Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети 7 лет с трудом понимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.

Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание - это будущее, легко пообещать - выполнить трудно.

Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должны расти и самостоятельность, ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.

Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребёнка: поэтому надо знать, изучать своего ребёнка, а он меняется.

Нельзя лишать ребёнка права оставаться ребёнком: пусть будет в ним всё то, что свойственно ребёнку; помните, что образцовый ребёнок - это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: "Он у меня застенчивый", "Он у меня трусливый" и т.д.

Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.

Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.

Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребёнка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребёнка: он имеет право на не, на своё интимный мир; ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл часть его.

Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните, - запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.

свернуть

Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребёнком

Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребёнком

Быть внимательными к нуждам и потребностям ребёнка.

Демонстрировать детям модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребёнка (наказывать за конкретные поступки).

Наказание не должно унижать ребёнка.

Обучать ребёнка способам выражения гнева.

Давать ребёнку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующих событий.

Обучать распознаванию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).

Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить ребёнка брать ответственность на себя.

"Воинственность" ребёнка можно успокоить своим спокойствием.

Находить повод хвалить ребёнка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

свернуть

Рекомендации для родителей по предотвращению ухода детей из дома

Не допускайте, чтобы споры перерастали в словесные битвы. Большинство угроз, связанных с побегами, являются последним аргументом ребёнка в жарком споре с родителями. Поэтому старайтесь не спорить до такой степени, когда вы и ребёнок запугиваете друг друга.

Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы. Не провоцируйте ребёнка на побег из дома и не попрекайте его неспособностью жить вне семьи. Объясняйте, что хотите, чтобы он жил вместе с вами, потому что любите его, а не потому, что должны заботиться о нём.

Всегда принимайте всерьёз любую угрозу ребёнка относительно побега из дома. В подавляющем большинстве ситуаций ребёнок, угрожающий убежать, не может покинуть свой дом. Просто он чувствует себя отвергнутым или не совсем комфортно у себя дома. Угроза убежать, в сущности, выражает потребность в признании, любви и благосклонном отношении. Если не обращать внимания на такую эту угрозу, то подросток может не только почувствовать себя вдвойне отвергнутым, но и ощутить двойную решимость совершить побег или сделать что-то нехорошее. Поэтому никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьёз угрозу побега. Немедленно сообщите ему спокойно и твёрдо, что не хотите этого побега, что это будет большим несчастьем для вас, и вы сделаете всё возможное, чтобы этого не случилось.

Предложите ребёнку другие пути решения. Когда ребёнок откровенно высказывает угрозу побега, спросите, нет ли другого выхода из этой проблемы. Если у него нет альтернатив, нужно дать ему возможность побыть некоторое время отдельно от семьи, посетить какого-нибудь родственника.

Без колебаний начинайте предпринимать меры, когда увидите, что побег произошёл. Часто родители думают, что пройдёт время и ребёнок остынет и вернётся. Эта тактика основана на благих намерениях, но всё же рискованно. Каждую минуту, когда ребёнок думает, что за него никто не беспокоится, его переполняют отрицательные эмоции. Некоторые добровольно возвращаются домой, но они подвергают себя большой опасности. Так что нужно сразу начинать действовать.

Когда ребёнок вернётся домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся. Убедите вашего ребёнка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

При любой возможности старайтесь избегать наказания ребёнка за побег из дома. Наиболее вероятно, что он будет чувствовать смущение оттого, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление, что вам пришлось переживать за него. Расценивайте такую обстановку как сигнал, что с вашей стороны необходимо больше уделять внимания ребёнку, и ищите подходы.

свернуть

Рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивным ребёнком

С гиперактивным ребёнком следует общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно избегать криков, приказаний, также как и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Исключать завышенные требования к таким детям. Увеличение учебных нагрузок зачатую ведёт к переутомляемости, капризам и отказу от учёбы вовсе. (Ошибочно мнение, что эти дети быстро схватывают, им нужны факультативы, кружки и т.д..)

Запретить вседозволенность с целью избежать манипулирования.

Почаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, так как данным детям очень часто делают замечания. Однако нельзя забывать о недопустимости неискренней похвалы - они перестанут доверять в силу своей высокой чувствительности. Не следует хвалить слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка.

Указания и инструкции должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Не задавайте несколько заданий сразу, лучше дать указания отдельно.

Запреты должны быть заранее оговорены с ребёнком и сформулированы в очень чёткой и непреклонной форме. При этом ребёнок должен знать, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение. Надо помнить, что запретов не должно быть много.

В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами "нет" и "нельзя". В силу импульсивности ребёнок сразу же отреагирует непослушанием либо вербальной агрессией, потому что ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию. Необходимо дать ему право выбора - поиграть во дворе, если он летает как вихрь по квартире, или спеть с ним несколько песен, если он громко кричит.

Родители заблуждаются, если думают, что их ребёнок не устаёт. На самом деле эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители принимают за активность. Гиперактивные дети очень быстро утомляются, это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Поэтому рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления народа, стараться не приглашать в дом много гостей.

Соблюдение дома чёткого режима дня - одно из важных условий успешного взаимодействия в гиперактивным ребёнком.

По возможности надо оградить ребёнка от того, что способствует его эмоциональному возбуждению (просмотр передач, компьютер).

Включать в спортивные секции - не всегда способствует успокоению ребёнка. Необходимо взаимодействие с тренером один на один, поэтому лучше подходят плавание, бег. Полезны гиперактивному ребёнку спокойные прогулки с родителями перед сном - откровенный разговор, свежий воздух.

свернуть

Как оказать помощь ребёнку в адаптации к школе

Самый важный результат такой помощи - это положительное отношение к жизни, к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок -родители - учителя).

Некоторые рекомендации:
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:

ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство);
сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителей. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспеваемостью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают не за что-то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий и т.п.
Подчеркивать , выделять в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.
Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат - неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться, а в последствии это скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его личности.

Памятка родителям

Поддерживайте ребенка в его стремлении стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениями возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

свернуть

Рекомендации для родителей "трудных" подростков
  • Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.

  • Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

  • Помните, что часто прибегая к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

  • Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.

  • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.

  • Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

  • Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

  • Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле “гадкий, бестолковый”. Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

  • Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

  • Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.

  • Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

свернуть

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных экзаменах.

Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

  • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

  • В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

  • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

 
свернуть

Вашему ребёнку 7-10 лет

У него появляется ответственное занятие - учёба, авторитетом становится учитель.

7-10-летнему ребёнку присущи:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присвоению особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенные интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует обращаться родителям с 7-10-летним ребёнком?

  • Помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний.

  • Дайте ребёнку возможность реализовать своё право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов.

  • Узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребёнка, познакомьтесь с их родителями.

  • Аргументируйте свои требования к ребёнку, предъявляя их в форме "что Вы желаете от ребёнка, а не то, чего Вы хотите".

  • Обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребёнка.

Чего делать НЕ следует по отношению к 7-10-летнему ребёнку?

  • Не ревнуйте ребёнка к авторитету учителя.

  • Не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту.

  • Не давайте негативных оценок личности или характера ребёнка.

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими, отдавая предпочтение последним.

  • Не давайте ребёнку распоряжений, выполнение который не обязательно.

свернуть

Вашему ребёнку 11-14 лет

Это возраст часто называют трудным, и вообще этот период называется возрастом второго кризиса. Основная причина - физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы.

11-14-летнему ребёнку присущи:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
    частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
  • проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться родителям с 11-14-летним ребёнком?

Помните, что подросток по-прежнему нуджается в Вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга.
Выделяйте деньги на карманные расходы.
В конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём, выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит.
Объясните, что поступки. как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим.
Учите ребёнка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе и в семье.
Бедьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Чего делать НЕ следует по отношению к 11-14-летнему ребёнку?

Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что Вам не нравится.
Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.

свернуть

Памятка родителям от ребёнка
  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

  • Не будьте не последовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее оставить последнее слово за собой в каждом случае.

  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь, таким образом, ещё больших "побед".

  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу!". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став "плаксой" или "нытиком".

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не позволяйте моим "дурным" привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.

  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.

  • Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а моё желание сотрудничать с вам становится минимальным. Будет нормально, если предпримете определённые шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.

  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

  • Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих - невпроворот.

  • Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь всецело зависит от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую - отвергаем. Не торгуйте святым чувством.

  • Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

  • Не делайте меня ответственным за всё: я отвечаю лишь за свои поступки.

  • В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

свернуть